зороастрийские ключи к тайнам Евангелий, или - в каком месяце и какого
числа родился в Вифлееме Иудейском Иисус Христос?
Евангелие Луки в первой главе описывает явление Ангела Господня чающему
Утешения старому священнику Захарии с сообщением о предстоящем рождении
его ранее бесплодной и также престарелой женой Елисаветой сына Иоанна.
Через шесть месяцев этот же Ангел является перед отроковицей Марией,
обрученной с праведником Иосифом и сообщает ей о предстоящем рождении сына
Иисуса, который родится от Духа Святого и которого будут называть Сыном
Божьим.
Лука называет имя Ангела - ГАВРИИЛ. Это единственный во всем Новом
Завете пример, когда дано имя Ангела. Зачем евангелист Лука назвал имя
Ангела? Никто из комментаторов Нового Завета не смог ответить на этот
вопрос. Мы полагаем, что до середины нашего века, до открытия и публикаций
текстов Кумрана на этот вопрос и невозможно было ответить.
В рукописях Кумрана найдена так называемая третья книга Еноха,
относящаяся ко второму веку до нашей эры. Енох, один из допотопных
патриархов, седьмой от Адама, прадед Ноя, дал людям, по ветхозаветным
преданиям, знания математики и астрономии-астрологии, при жизни 'ходил
пред Богом' и был взят живым на небо на 365-м году жизни. Это, кстати,
вызывало уже давно у многих исследователей ассоциации с зороастрийским
солнечным божеством Митрой. Так вот, в найденной третьей книге описывается
водворение Еноха на Небесах и, в частности, рассказывается об иерархии
божественно-ангельского управления нашей Вселенной.
Еноху открываются тайны прошлого и будущего, он видит предстоящий
приход Сына Человеческого и всю дальнейшую историю человечества до Конца
дней. Евангелист Лука, по праву считающийся среди всех новозаветных
авторов самым образованным в книжной мудрости всех народов, а по преданию
еще и учившийся у ессеев Египта (там их назвали терапевтами), - этот
евангелист, без сомнения, опирался в своем благословенном труде и на
известные ессеям откровения этой книги Еноха. Ну а поскольку доктрины
ессеев во многом были связаны с зороастрийскими верованиями, то мы можем
поискать прототипов Ангела Гавриила в хорошо развитой и хорошо известной
иерархии зороастрийских Ангелов, которые называются в Авесте Изэдами.
Главных Изэдов семь, как и Архангелов в христианской традиции, но в
зороастризме известен еще ряд помощников Творца, причем каждый из них
управляет одним из двенадцати месяцев года и одним из тридцати дней
каждого месяца. Солнечно-лунный древнеперсидский календарь хорошо
известен. В отличие от иудейского, начало года в нем жестко привязано к
весеннему равноденствию, точнее к первому восходу Солнца в зодиакальном
знаке Овна, поэтому, если, например, о каком-то событии сказано, что оно
произошло в месяц Митры и в день Амертата, то это позволяет точно
соотнести срок события с современным нашим календарем. Давайте попробуем
теперь найти зороастрийских 'коллег' Архангела Гавриила и установить
затем, с каким месяцем и каким днем они связаны...
В иудейском мистицизме Ангел, а затем в христианской традиции Архангел
Гавриил - это 'Сила Божия', охранитель Рая и одновременно вестник
будущего, который приходит к людям возвестить волю Божию. В пехлевийских
комментариях к Авесте (2-я глава книги Бундахишн) подробно описана
авестийская иерархия Ангелов-Изэдов, помощников Творца мира Ахура-Мазды.
Книга Бундахишн относится к третьему-четвертому векам нашей эры, однако
она представляет собой комментарии к оставшимся после походов Александа
Македонского текстам древней Авесты, - то, из чего черпали мудрость
Востока и ессеи. Не будем здесь подробно рассказывать о зороастрийской
иерархии Ангелов-Изэдов и зороастрийском календаре, - это предмет
исследования специалистов, - приведем сразу результат: Архангел Гавриил по
своим 'полномочиям' и связям с 'Небесным воинством' (в христианской
традиции он связан с Луной, символом зачатия и материнства), - этот
Архангел связан зороастрийской традицией с Изэдами Хаурватом (связан с
Луной, зачатием и материнством) и Тиштаром (страж неба, предстоящий пред
Творцом, вестник будущего и также связан с Луной).
Итак, Ангел Господень Гавриил соответствует в зороастрийской традиции
Тиштару и Хаурвату. Естественно предположить, что Архангел явился с первым
благовещением Захарии или в месяц Хаурват и в день Тиштара зороастрийского
календаря, или в месяц Тиштара и в день Хаурвата. В первом случае, как
показывают несложные подсчеты, благовещение Захарии приходится на 1 июня,
во