собор
подтвердил его нововведения, - это было примерно в 50-м году н.э. Ко
второму-третьему векам и относятся первые известные нам попытки установить
дату Рождества Христова и отмечать ее как один из главных христианских
праздников.
Первая широко известная и принятая египетской Церковью в Александрии
дата Рождества Христова была связана с древнеегипетским праздником
возрождающегося Солнца, с зимним солнцестоянием, которое отмечалось в
Египте в те времена 6 января (по юлианову календарю), хотя астрономически
это было уже давно неточно, - на самом деле зимнее солнцестояние следовало
отмечать двумя неделями раньше.
Однако и до сих пор некоторые христианские общины, ведущие начало от
древнейшей Александрийской традиции, отмечают Рождество Христово 6 января,
- например, Армянская автокефальная Церковь. Привязка даты Р.Х. к
солнечному календарю и зимнему солнцестоянию объясняется тем, что с
древнейших времен все народы считали, что Солнце-Дух первенствует во
Вселенной надо всем, и что именно со дня зимнего солнцестояния световой
день начинает прибывать, - Дух Вселенной возрождается, побеждает тьму в
мире. Именно так обосновывали свое решение отцы Александрийской Церкви.
К.Фламарион в своей 'Истории неба' писал (по другому поводу, не в связи с
рассматриваемым вопросом), что в древнеегипетской традиции Солнце
весеннего равноденствия изображалось в образе юноши, летнее Солнце - в
образе мужа с окладистой бородой, осеннее Солнце изображал старец, а
Солнце зимнего солнцестояния изображалось в образе ребенка, младенца. Отцы
Александрийской церкви конечно же знали древнеегипетские верования и
традиции и, очевидно, с ними был связан их выбор даты Рождества Христова.
В Риме праздник возрождения Солнца отмечался в ночь с 24 на 25 декабря,
сразу после римских Сатурналий, самого веселого римского праздника.
Праздник Солнца был связан в Риме с культом Митры, - солнечного бога
древних персов-зороастрийцев, - культ которого был издавна воспринят
римлянами. В 337г н.э. Папа римский Юлий Первый утвердил дату 25 декабря
как дату Рождества Христова. Соединению праздника Солнца с Рождеством
Христовым в Риме во многом способствовало видение императора галлов
Константина Великого 27 октября 312 года. Перед битвой за Рим он увидел на
солнечном диске крест с инициалами Иисуса Христа и надписью 'In hoc signo
vinces' ('Сим победиши'). Еще отец Константина Великого император галлов
Константин Хлор сочувствовал христианам, а Константин Великий впоследствии
провозгласил христианство государственной религией Римской империи.
Соединение 'языческого' праздника Солнца с Рождеством Христовым было,
очевидно, и чисто прагматически выгодно христианской Церкви, так как этот
любимый народом 'языческий' праздник был непобедим иначе никакими
увещеваниями церковников и папскими буллами. Церковь никогда не скрывала,
что действительный день рождения Иисуса Христа не известен и что дата 25
декабря была установлена по праву самой Церкви. Летом 1996 года в одном из
своих посланий Папа римский Иоанн Павел Второй подтвердил, что
историческая дата Рождества Христова не известна, и что в действительности
Спаситель родился на 5-7 лет раньше новой эры, 'официального'
Рождества Христова. Летоисчисление от Рождества Христова (от 'новой
эры')
установилось еще позже принятия даты 25 декабря, в шестом веке по
нынешнему счету, а до этого счет шел от основания Рима, от 22 апреля 754
года до н.э. В 1997 году 22 апреля в Риме отмечали 2750 лет от
легендарного основания великого города. Иной читатель спросит, как же так,
ведь 1997 плюс 754 получается 2751 ?
Дело в том, что после 1-го года до н.э. идет 1-й год н.э., а 'нулевого'
года нет, поэтому, например, если Иисус Христос родился в 5г.до н.э., то в
1г.н.э.
Ему исполнилось не шесть, а пять лет, а 33 года Ему исполнилось в
29г.н.э.,- но к этому мы еще вернемся. А в 1278 году от основания Рима
Папа Иоанн Первый поручил составить пасхальные таблицы монаху Дионисию
Малому, выдающемуся богослову, астроному и математику тех времен, кстати,
скифу по происхождению.
Именно в целях удобства составления пасхальных таблиц Дионисий и выбрал
25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату Рождества
Христова, а затем предложил Иоанну Первому ввести новое летоисчисление, от
Рождества Христова, - и шел тогда, получалось, 525-й год от Р.Х., а
точнее- от 1 января 754 года по старому счету, от 1 года новой эры по
новому счету. Но еще сотни