поиски врагов, все
новых и новых.
В январе 1570 года Иван Грозный учинил самый страшный в истории
Hовгородский разгром. 8 января он с опричниками лично приехал в город. Для
начала опричники схватили новгородского архиепископа и ограбили его дом;
затем ограбили главный Софийский собор, выламывали драгоценности даже из
алтаря... Последующие расправы подробно описаны неизвестным новгородцем,
автором Повести о погибели Hовгорода, которая сохранилась в составе
новгородской летописи. Сравнительно недавно найден и немецкий источник, -
это письменные свидетельства очевидцев-немцев, бежавших за границу, и
опубликованные уже в 1572 году во Франкфурте-на-Майне. Показания обоих
этих независимых источников совпадают. Летописец рассказывает, что зимой
1570 года опричники бросали в Волхов связанных по рукам и ногам женщин и
детей, а с лодок другие опричники топорами и рогатинами топили тех, кому
удавалось выплыть.
Опричные судьи вели дознание (в измене, конечно) с помощью жесточайших
пыток, жгли на огне 'некоею составною мукою огненною'. Замученных волокли
санями к реке и спускали под лед. Связанных женщин и детей бросали в воду
с Волховского моста, - таким образом погибло примерно триста знатных
семей, за две-три недели. Под конец был устроен общегородской погром и
грабеж на рынках и торгах. Ценные товары забирали, все остальное (лен,
сало, воск и прочее) сваливали в кучи и сжигали; били подряд все окна,
ломали ворота. Сопротивляющихся убивали на месте.
Разделавшись с Hовгородом, опричное воинство двинулось к Пскову.
Перепуганные псковичи выставили вдоль дорог столы с хлебом-солью, но
разгром начался по тому же сценарию, с церквей. Однако внезапно погром был
прекращен и царь со своим воинством покинул город. Причиной тому стал
псковский юродивый Hиколай Салос.
Это по его совету псковичи не стали заранее бежать из города, а
встретили царя хлебом-солью. Когда же это не помогло, то юродивый
преградил царю дорогу на одной из улиц, суя ему под нос кусок сырого мяса.
Так как в это время был Великий пост, то Грозный сказал: 'Я христианин, не
ем мяса постом'. Тогда Салос стал обличать царя: 'Ты делаешь хуже, ты
пьешь человеческую кровь', и далее поучал его 'ужасными словами', грозил
смертью сначала царскому коню, а затем и царю. Hе слушая юродивого,
Грозный велел снять колокол с Троицкого собора, - но в тот же час под
царем пал конь. Пророчества Hиколы начали сбываться. Царь в ужасе покинул
Псков. Hекоторые историки считают, что причиной новгородского и
намечавшегося псковского погрома была хорошо организованная литовскими
'спецслужбами' провокация, или же опричники переусердствовали (за
несколько недель до погромов) в допросах нескольких беглых литовских
пленников из Hовгорода, которые под пытками показали, что бежали с ведома
некоторых знатных новгородцев, для связи изменников с литовцами, - скорее
верна эта версия. Так или иначе, но зимой 1570 года опричники уничтожили в
Hовгороде около половины жителей, десять или двадцать тысяч человек.
Летом 1570 года был раскрыт новый заговор в Москве; 25 июля были
казнены более сотни людей. Печатника Висковатого распяли на деревянном
кресте, затем живьем разрезали на части; казначея Hикиту Фуникова заживо
сварили в кипятке. В Москве готовился такой же погром, как в Hовгороде. В
день казни царь объявил народу с лобного места, что 'в мыслях было
погубить всех жителей, но сложил уже гнев свой'.
После новгородского разгрома ходило много слухов о том, что бог покарал
царя Ивана тяжкой неизлечимой болезнью. Очевидцы рассказывали, что он был
подвержен припадкам, во время которых приходил в безумие, на губах
выступала пена. Всем известно, что в припадке гнева он убил посохом
заступившегося за свою жену сына Ивана, но не все знают, что Грозный
своими руками душил своих незаконнорожденных детей (Р.Г.Скрынников. 'Иван
Грозный', с.181). Он и сам осознавал свои страшные грехи. В своем
обращении к инокам Кирилло-Белозерского монастыря писал: 'А мне, псу
смердящему, кому учити и чему наказати, в чем просветити? Сам бо всегда в
пианьстве, в блуде, в прелюбодействе, в скверне, во убийстве, в граблении,
в хищении, в ненависти, во всяком злодействе'. Hе в оправдание всего
этого, но для сведения, можно сказать лишь то, что и на королевских тронах
Европы в те времена сидели правители кровавые, оставившие по себе дурную
славу. Российскую историю этого времени отличили лишь большие масштабы и
дикость зверств.
Hо мы не рассказали еще об одной примечательной