Борис Романов

Русские Волхвы, Астрологи, Провидцы (Часть 1)

и Ослабю. Точнее сказать, он не

благословил на битву (то есть на кровопролитие), а предрек ему победу и

спасение от смерти. Hо еще до этого Сергий уже прославился на Руси многими

своими чудесами, видениями, целительством и миротворением, - к 1380 году

он сумел примирить между собой почти всех русских князей под началом

Москвы. Он предсказал и день своей кончины. Через 32 года мощи его были

открыты совершенно нетленными, - даже одежда не была порчена. Сергий

Радонежский и Прокопий Устюжский, Стефан Пермский и Кирилл Белозерский, -

эти имена широко известны, но были еще десятки и сотни подвижников и

юродивых, явивших миру новое, святое и неповторимое лицо русского

православия.

Юродивые не только добровольно отказывались от удобств и благ земной

жизни и от всякого родства, близкого и кровного, но и принимали на себя

вид безумного человека, - для чего? Выражение апостола Павла 'мы безумны

Христа ради' из его 1-го послания Коринфянам (гл.4, ст.10) служило им

основой и оправданием: да и вся 4-я глава этого послания фактически

прославляет юродство ради Христа.

Полностью стихи 10 этой главы таковы:

Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки;

вы в славе, а мы в бесчестии.

Апостол Павел обращается здесь к самодовольным коринфянам, своим бывшим

ученикам, которые полагают, что они уже познали истину и путь Иисуса

Христа и не нуждаются более в апостольском слове и попечении; которые даже

стали свысока смотреть на подвижничество, постоянные поиски и беспокойство

духа апостола и его ближайших сподвижников, на их бедность и неумение (как

они полагали) совместить веру в Бога и достаток в жизни, - последним

многие жители Коринфа издавна отличались, достатком и любовью к радостям

жизни.

Подвигом подвижничества, постоянным беспокойством духа, юродивые взяли

себе право говорить правду в глаза сильным мира сего, - как здесь не

вспомнить пушкинское 'волхвы не боятся могучих владык', - а многие из них

получили и дар пророчества. Кроме того, юродивые своей волей взяли себе

право на свой, особенный образ жизни, не ограниченный никакими рамками;

зачастую они могли вести фактически 'языческий' (в глазах

'домостроевского' общества) образ жизни, - и это также сближает их с

древними волхвами. Единственное и решающее отличие состояло в том, что

юродивые Христа ради становились таковыми именно через веру в воскресение

Иисуса Христа, - их можно было бы называть и 'волхвами Христа ради'.

Первые юродивые явились еще среди христиан Египта в IV веке, но именно на

Руси эти подвижники более всего 'пришлись ко двору' и прославили свои

имена, начиная с киево- печерского чернеца Исаакия (1090г) и кончая

Василием Блаженным (1469-1557), о котором мы еще будем говорить в главе

'Грозный царь языческий'.

Юродивых начинают притеснять при Петре Первом, а в 1732г., в

царствование Анны Иоановны и Бирона, когда православие подверглось даже

гонениям, юродивым запретили специальным указом даже вход в церковь...

Подводя здесь итог главному вопросу этой главы о 'гибели волхвов', мы с

большой уверенностью можем сказать:

кто в дохристианской Руси стал бы волхвом, тот по становлении

православной русской церкви становился, Христа ради, юродивым, или

подвижником в глухом ските, - все они сказали свое святое слово в русской

истории.

Поскольку исследование судеб ведической Руси неизбежно оказалось тесно

связано с историей становления православия, то нельзя не сказать в этом

узле нашего рассказа о Флорентийской унии 1438 года, тем более, что, как

мы увидим, это связано и с сакральными ритмами истории, - с теми циклами,

о которых мы говорили в самом начале первой главы.

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ.

Все исследователи становления христианства на Руси отмечают, что с

самого начала, с Х века, чаша 'западно-восточных' (римско-византийских)

весов на Руси колебалась и ее властители, от Ольги, хотя сами приняли

крещение от Византии, но поддерживали связи с римскими Первосвященниками,

а также с католическими епископами Германии. Это было естественно для

ответственных политиков, тем более, что до 1054 года все христианство

находилось официально под архипастырской властью римского Пастыря.

Известно, что княгиня Ольга строила какие-то планы крещения народа с

помощью германских епископов (неудачная миссия Адальберта, о которой мы

говорили в первой главе). Затем в 977 году, во время княжения в Киеве

Ярополка, несчастного брата Владимира, Папа Венедикт VII посылал к нему

своих епископов, и Ярополк собирался