и Ослабю. Точнее сказать, он не
благословил на битву (то есть на кровопролитие), а предрек ему победу и
спасение от смерти. Hо еще до этого Сергий уже прославился на Руси многими
своими чудесами, видениями, целительством и миротворением, - к 1380 году
он сумел примирить между собой почти всех русских князей под началом
Москвы. Он предсказал и день своей кончины. Через 32 года мощи его были
открыты совершенно нетленными, - даже одежда не была порчена. Сергий
Радонежский и Прокопий Устюжский, Стефан Пермский и Кирилл Белозерский, -
эти имена широко известны, но были еще десятки и сотни подвижников и
юродивых, явивших миру новое, святое и неповторимое лицо русского
православия.
Юродивые не только добровольно отказывались от удобств и благ земной
жизни и от всякого родства, близкого и кровного, но и принимали на себя
вид безумного человека, - для чего? Выражение апостола Павла 'мы безумны
Христа ради' из его 1-го послания Коринфянам (гл.4, ст.10) служило им
основой и оправданием: да и вся 4-я глава этого послания фактически
прославляет юродство ради Христа.
Полностью стихи 10 этой главы таковы:
Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки;
вы в славе, а мы в бесчестии.
Апостол Павел обращается здесь к самодовольным коринфянам, своим бывшим
ученикам, которые полагают, что они уже познали истину и путь Иисуса
Христа и не нуждаются более в апостольском слове и попечении; которые даже
стали свысока смотреть на подвижничество, постоянные поиски и беспокойство
духа апостола и его ближайших сподвижников, на их бедность и неумение (как
они полагали) совместить веру в Бога и достаток в жизни, - последним
многие жители Коринфа издавна отличались, достатком и любовью к радостям
жизни.
Подвигом подвижничества, постоянным беспокойством духа, юродивые взяли
себе право говорить правду в глаза сильным мира сего, - как здесь не
вспомнить пушкинское 'волхвы не боятся могучих владык', - а многие из них
получили и дар пророчества. Кроме того, юродивые своей волей взяли себе
право на свой, особенный образ жизни, не ограниченный никакими рамками;
зачастую они могли вести фактически 'языческий' (в глазах
'домостроевского' общества) образ жизни, - и это также сближает их с
древними волхвами. Единственное и решающее отличие состояло в том, что
юродивые Христа ради становились таковыми именно через веру в воскресение
Иисуса Христа, - их можно было бы называть и 'волхвами Христа ради'.
Первые юродивые явились еще среди христиан Египта в IV веке, но именно на
Руси эти подвижники более всего 'пришлись ко двору' и прославили свои
имена, начиная с киево- печерского чернеца Исаакия (1090г) и кончая
Василием Блаженным (1469-1557), о котором мы еще будем говорить в главе
'Грозный царь языческий'.
Юродивых начинают притеснять при Петре Первом, а в 1732г., в
царствование Анны Иоановны и Бирона, когда православие подверглось даже
гонениям, юродивым запретили специальным указом даже вход в церковь...
Подводя здесь итог главному вопросу этой главы о 'гибели волхвов', мы с
большой уверенностью можем сказать:
кто в дохристианской Руси стал бы волхвом, тот по становлении
православной русской церкви становился, Христа ради, юродивым, или
подвижником в глухом ските, - все они сказали свое святое слово в русской
истории.
Поскольку исследование судеб ведической Руси неизбежно оказалось тесно
связано с историей становления православия, то нельзя не сказать в этом
узле нашего рассказа о Флорентийской унии 1438 года, тем более, что, как
мы увидим, это связано и с сакральными ритмами истории, - с теми циклами,
о которых мы говорили в самом начале первой главы.
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ.
Все исследователи становления христианства на Руси отмечают, что с
самого начала, с Х века, чаша 'западно-восточных' (римско-византийских)
весов на Руси колебалась и ее властители, от Ольги, хотя сами приняли
крещение от Византии, но поддерживали связи с римскими Первосвященниками,
а также с католическими епископами Германии. Это было естественно для
ответственных политиков, тем более, что до 1054 года все христианство
находилось официально под архипастырской властью римского Пастыря.
Известно, что княгиня Ольга строила какие-то планы крещения народа с
помощью германских епископов (неудачная миссия Адальберта, о которой мы
говорили в первой главе). Затем в 977 году, во время княжения в Киеве
Ярополка, несчастного брата Владимира, Папа Венедикт VII посылал к нему
своих епископов, и Ярополк собирался