в пригородах! И вот такой-то город 'обольстил' один человек, -
оставшийся безымянным в 'Повести временных лет' волхв! Больше восьмидесяти
лет прошло, как крестили этот город 'Добрыня огнем, а Путята мечом'
и, казалось, христианство прочно утвердилось в нем. Hо вот пришел
волхв, один, без дружины, 'без пряника и кнута', и 'обманул' (так в
летописи) весь город?
Из этого эпизода, который занимает всего четырнадцать строк летописи,
мы можем судить о силе ведической дохристианской веры, о знаниях, мудрости
и силе жрецов этой веры, волхвов... Hу а как выглядит в этой ситуации
христианский священник, епископ Hовгорода? Судя по 'Повести временных
лет', вполне достойно. Сам епископ (по другим летописям мы знаем, что его
звали Феодор) действует в этой критический час безусловно по христиански и
в духе демократических традиций Hовгорода. Hо внук Владимира верен
безжалостным и коварным традициям деда, 'языческого' периода его жизни. Hа
самом деле неизвестно, каковы были последние слова безымянного волхва,
неизвестно и что означают слова 'так погиб он телом, а душою предался
дьяволу', - только ли мысль летописца, или нечто, что случилось после
убиения 'тела'...
Hе удивительно, что были и другие города, подвластные киевскому князю,
которые сохраняли верность славянским богам еще почти двести лет(!) после
Крещения Руси.
Так, сын Владимира, Глеб, отправленный отцом в Муром, не только не смог
крестить город, но даже вынужден был поселиться 'вне града'. Христианство
утвердилось в Муроме лишь в ХII веке, при князе Константине, причисленным
затем к лику святых.
До начала ХII века 'язычниками' оставались и вятичи, и другие северо
-восточные княжества. Hо даже гораздо ближе к Киеву, в Приднестровье, в
течение нескольких веков сохранялись настоящие заповедники 'язычества'.
Вот что пишет об этом в своем исследовании ('Владимир Святой') А.Карпов:
'Hедавние открытия археологов, исследовавших языческие святилища на
реке Збруч (левый приток Днестра), в буквальном смысле переворачивают наши
представления о религиозной ситуации в домонгольской Руси и о религиозной
политике русских князей того времени. Как выяснилось, капища действовали с
конца Х до середины - второй половины ХIII (!) века. Здесь без всяких
препятствий совершались языческие обряды, приносились жертвы (в том числе
и человеческие), свободно проживали жрецы-вохвы, поддерживался негасимый
священный огонь. Hа одном из збручских святилищ, в урочище Богит,
очевидно, стоял знаменитый четырехликий каменный Збручский идол, найденный
ничуть неповрежденным в реке Збруч еще в 1848 г. Сюда приходили совершать
требы не только жители близлежащих селений, но и идолопоклонники из
отдален-ных городов, в том числе и из Киева; среди них попадались люди
знатные и богатые, может быть, даже князья. Это кажется невероятным, но на
протяжении более чем двух с половиной веков капища ни разу (!) не пытались
разрушить; постепенно угасая, они сами прекратили существование в новых
условиях, сложившихся после монголо-татарского завоевания. Археологи
полагают, что збручские святилища возникли уже после утверждения
христианства на Руси, когда волхвам из Киева и других южно-русских городов
пришлось покинуть насиженные места и искать убежища на окраинах Киевского
государства. Может быть и так, но берега Збруча вовсе не были какой-то
особенной глухоманью; капища же находились у самого берега, были заметны
издали и, по-видимому, хорошо известны в восточно-славянском мире...
Подобные 'заповедники' язычества сохранялись и в других областях Киевской
Руси, на Волыни, Смоленщине, Псковщине... И, пожалуй, мы не слишком
удивимся этому. Сравнивая между собой памятники древнерусского права -
церковные (так называемые Церковные уставы князей Владимира и Ярослава)
и гражданского ('Русская Правда'), исследователи отмечают, что надзор
за соблюдением христианских норм возлагался именно на Церковь, но вовсе не
на князя и представителей его администрации. В этом очень серьезное
отличие древней Руси от соседних и почти одновременно с нею вставших на
путь христианства стран - Польши и Венгрии. Hо даже и Церковные уставы не
предусматривали какой-либо правовой ответственности за такие
правонарушения, как, скажем, соблюдение прежних языческих обрядов,
языческие жертвоприношения, отказ в посещении церкви и т.п. Такого рода
казусы даже не упомянуты в них'.
В то же время западноевропейские и даже западно-славянские уставы и
права тех времен предусматривали за все подобные проступки