братьев он смог возвыситься в Киеве. Ну да мы много рассказывали
раньше о Владимире, так что закончим на этом наши хронологические
изыскания. На самом деле они позволяют (знание гороскопов рождения) очень
многое уточнить в жизни каждого из первых Рюриковичей и в истории древней
Руси, но это тема для отдельного исследования.
Мы же расскажем теперь о главном деле жизни Владимира Святославовича,
которое совершил он в возрасте Иисуса Христа, в 33 года.
Глава 2. КРЕЩЕНИЕ РУСИ.
Конечно, смерть двух варягов-христиан 12 июля 983 года сама по себе не
могла пошатнуть устоев старой веры. Но к этому времени очень многое
сошлось в Киеве для особого восприятия беспримерного упорства отца и сына.
Прежде христианство должно было казаться горожанам и князю чужой религией
слабых духом людей, или преимущественно женщин. Киевляне, как и многие к
востоку и югу от Византии (хазары, мусульмане) считали, что христианство
размягчает дух и мужество воина.
Христианство исповедывала бабка Владимира, не любившая внука от
ключницы, княгиня Ольга; некоторые из жен князя, как грекиня - бывшая жена
его не слишком мужественного брата Ярополка, преданного и убитого им. Но
теперь киевляне и князь по другому увидели христианство, - как религию
сильных людей, спокойных перед лицом смерти, способных к самопожертвованию
во имя своей веры. Любой из киевлян-язычников безропотно отдал бы своего
сына в жертву Перуну, но неожиданно оказалось, что есть Бог сильнее его, и
сам Перун ничем не смог проявить свою волю, - христиан убили сами люди.
Надо учесть еще и личность самого Владимира, - он был способен к глубокому
мышлению и смелым (но не безрассудным) решениям.
Надо учесть и то, что к этому времени соседние и наиболее близкие к
киевской Руси славянские народы, - болгары (дунайские), чехи, поляки, -
уже были христианскими. При этом вспомним еще и то, что славянская миссия
Кирилла и Мефодия получила ранее благословение как римского папы, так и
константинопольского патриарха, и объединяла славянский мир в
христианстве. Русь одна оставалась 'языческой'. А ведь в те времена
славянский язык почти не отличался у руси, болгар, сербов, поляков. У
славянских соседей и христианские службы уже несколько десятков лет велись
на славянском языке. Известно и то, что письмо-кириллица уже
использовалось на Руси, еще до принятия христианства. А ведь каждый
алфавит несет в себе сакральный заряд той веры, в которой он создан.
Но Русь граничила не только с христианскими соседями. Волжские болгары
давно уже были обращены в мусульманство, а южнее их, ближе к Каспию, за
Волгой, оставались нетронутые Рюриковичами хазарские каганаты (малая часть
от прежде великой Хазарии), уже три века исповедывавшие иудаизм. Из
'Повести временных лет'
известно, что в 986 году ('в лето 6494') в Киеве побывали послы
мусульман, и иудеев, и западных христиан. Некоторые историки ранее считали
это легендой, но современные историки считают это весьма правдоподобным.
Так, известно, что в 985 году был заключен мир с волжскими болгарами, и
Киев затем обменивался с ними посольствами. Эти и другие обстоятельства,
сопутствовавшие легендарному 'выбору веры', хорошо изучены и подтверждают
подробный рассказ 'Повести временных лет'(под 986 годом). Однако
хронология крещения Владимира и крещения Руси в последние годы уточнена
новыми исследованиями.
Тысячелетие Крещения Руси отмечалось нами в 1988 году, хотя на этот
счет существуют давно уже разные версии. Наиболее убедительными мне
кажутся исследование А.Ю.Карпова ('Владимир Святой',М.,1997) и
опубликованная ранее работа астрофизика А.М.Чечельницкого ('Крещение
Руси', Дубна, 1995г.). Оба автора пришли к выводу, что год Крещения Руси -
989-й. А.М.Чечельницкий исследовал не только все известные по этой теме
летописи и комментарии, но и 'астрофизические' свидетельства тех времен,
то есть упоминаемые в некоторых летописях природные явления (как
извержения вулканов, землетрясения) и 'небесные знамения' (кометы, явления
'огненных столбов' и др.).Такой анализ позволил ему уверенно назвать две
важнейшие даты (по юлианскому стилю):
6 августа 987 года - личное крещение Владимира в своем княжеском
поместье Васильево под Киевом, в день Преображения Господня; 15 августа
989 года - Крещение народа (Руси) в Киеве, в день Успения Пресвятой
Богородицы. Между прочим, в тот август (и тот день), согласно некоторым
летописям, на востоке была видна 'копьевидная звезда', - это была комета
Галлея, которая раз