Лесков Л. В.

Космос и Мифология

авторов. Интересно, что даже в рамках

такого подхода ученым средневековья удавались глубокие философские и

мировоззренческие обобщения.

Суть средневекового метода познания - в апологии Логоса: истину

следовало искать в священном Писании, творениях отцов церкви и

перипатетике, приспособленной к этим трудам.

По сравнению с античностью космос средневековья обладал одной общей

особенностью - крайним пессимизмом взгляда на жизнь,

эсхатологическими настроениями, постоянным ожиданием конца света. Эта

духовная атмосфера апокалипсиса особенно сгустилась в

предреформационную эпоху. 'Призыв memento mori (помни о смерти), -

писал об этой эпохе голландский историк и. Хейзинга, - пронизывал все

ее существование'. Зримым образом скорого конца мира служили гравюры

Дюрера 'Меланхолия' и 'Четверо всадников'.

В XIV в., когда средневековое общество начало испытывать кризисные

явления, против томизма выступили представители поздней схоластики и

номиналисты, учение которых Маркс называл первым выражением

материализма в средние века. Самым заметным среди них был Оккам,

который отстаивал неограниченные возможности человеческого разума в

познании земных явлений, одновременно утверждая непостижимость бога.

Инструментом познания мира вещей, по Оккаму, является формальная

логика (именно ему принадлежит известный логический принцип 'бритвы

Оккама'). Говоря о боге, Оккам считал, что он раскрывает себя через

Писание, толкованием которого занимается церковь.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Несомненно, вершиной средневековой космогонии стал образ мира,

созданный поэтическим воображением Данте в 'Божественной комедии'.

Если по своей изобразительной схеме космос Данте еще целиком

соответствует представлениям, которые сложились в средние века, то по

гуманистической направленности, по оценке ' роли и места в космосе

человека поэма обращена уже к следующей исторической эпохе - эпохе

Возрождения. Подлинным гимном познания звучат слова, которые поэт

вложил в уста Одиссея:

Тот малый срок, пока еще не спят Земные чувства, их остаток скудный

Отдайте постиженью новизны, Чтоб, солнцу вслед, увидеть мир

безлюдный! Подумайте о том, чьи вы сыны: Вы созданы не для животной

доли, Но к доблести я славе рождены.

Социальной основой Возрождения - этого революционного переворота -

было быстрое развитие буржуазного общества в недрах абсолютистских

европейских монархий. Зарождавшийся новый общественный строй требовал

переосмысления роли человека в мире, который в средние века

представлялся статичным, а теперь приходил в движение. Сам человек,

еще недавно воспринимавший себя как игрушку в руках борющихся сил

. небесных и демонических и пытавшийся предугадать

собственную судьбу в движениях небесных светил, вдруг почувствовал

себя хозяином жизни, ощутил собственную самоценность. Эта вера в

почти безграничные возможности человеческой мысли, во всепобеждающую

силу разума провела пограничную черту, отделяющую Возрождение от

эпохи средних веков.

Антропоцентризм - наиболее характерная особенность культуры

Возрождения. Идеи гуманизма проповедовал Эразм Роттердамский,

утверждавший, что мера всех вещей - человек. Однако наиболее

значительную

роль в изменении представлений о месте человека в

системе мироздания сыграло учение зачинателя

тантского движения Лютера. Вера, которая в его знаменитых

Виттенбергских тезисах противопоставлялась авторитету, приобретала

сходство с критическим и ищущим разумом, который в конечном счете

оказывался противоположностью самой вере. Это дало Энгельсу основание

сказать, что тезисы Лютера 'оказали воспламеняющее действие,

'подобное удару молнии в бочку пороха' *.

Гуманизм становится определяющей приметой Возрождения. Однако судьба

титанов этой эпохи - Данте, Леонардо, Микеланджело, Бруно - трагична:

новое рождалось в жестокой борьбе со старым, уходящим миром. Впрочем,

так было во все времена. В античную эпоху Сократ был приговорен к

смерти, Аристотель вынужден был покинуть Афины и, по слухам,

отравился, Гипатию растерзала толпа фанатиков-христиан. На рубеже

нового времени взошли на костер Бруно и Сервет, Галилей был

приговорен к пожизненному заточению, Декарт и Ньютон не решились при

жизни опубликовать