Лесков Л. В.

Космос и Мифология

основана на принципе объективизма. Космологизм

античности носит одушевленно-разумный характер: космос неизменен,

вечен и совершенен, а потому обладает божественной сущностью.

Античные боги в представлении Платона и Аристотеляэто воплощенные в

космосе идеи, иными словами, управляющие им законы. Такой взгляд на

божество и космос означает пантеизм.

Каково место человека в этой системе абсолютного космологизма? Если

все происходящее в космосе - результат этой абсолютной необходимости,

то это означает, что жизнь человека находится полностью во власти

судьбы (Мойра, Адрастея, Тюхе, Ананке). Однако античный человек

воспринимал этот фатализм своеобразно: поскольку конкретный ход

судьбы ему неизвестен, он обладает свободой воли принимать

собственные решения. А. Ф. Лосев называет это абсолютизмом

фаталистически-героического космологизма.

А. Ф. Лосеву и А. А. Тахо-Годи принадлежит интересное филологическое

исследование понятия 'личность' в древнегреческом и латинском языках.

Анализируя

мины 'субъектум', 'индивидуум', 'просопон', 'гипостасис', они

приходят к выводу, что ни один из них не соответствует тому

пониманию, которое мы вкладываем в слово 'личность'. По их мнению,

ближе всего для этой цели подходит термин 'сома', однако и он

означает 'тело'. Этот анализ позволяет уточнить античные

представления о роли и месте человека в абсолютном космосе' мир -

сцена, а люди - актеры, которые создаются космосом и растворяются в

нем после того, как сыграют на этой сцене роль, предписанную самим

космосом Таким образом, это еще и художественное восприятие космоса,

ведь этот термиц означает порядок, гармонию, красоту.

Античный человек - эманация космоса, он свободен в поступках, но

судьба его предопределена. Он - часть абсолютного космоса,

новнеличностен. В социальном плане это портрет рабовладельца, потому

что рабовладение тоже безличностно. По Аристотелю, все общее - это

рабовладелец по отношению к частному, все единичное - это рабы. С

точки зрения .этой теории рабовладение является земным отражением

абсолютного космологизма.

С концом рабовладения эта космическая философия не могла не зайти в

тупик. Так и получилось: на исходе античности философская школа

неоплатоников пришла к выводу, что космос - это пустыня, потому что

нет личности. Плотин, основатель неоплатонизма (III в. н. э.), учил,

что космос - это неопределенный, лишенный каких-либо собственных

качеств восприемник вечных идей (эйдосов), источником которых служит

Единое. Из Единого проистекают разум (нус), содержащий всё идеи, а

также мировая душа, заключающая в себе все индивидуальные души.

Отсюда был один шаг до возвеличения личности, н такой шаг сделала

философия монотеизма (христианство, ислам). В основе этого учения

лежала уже не природа, а демиург - абсолютная личность, которая

'выше' и 'раньше' космоса. Однако, начавшись в античную эпоху, эта

философия достигла расцвета уже в средние века.

СРЕДНИЕ ВЕКА

Христианство возникло и стало развиваться, когда начался глубокий

кризис мировой Римской империи,

торая владычествовала над огромной частью античной Ойкумены.

Отчаявшиеся, обнищавшие подданные мировой державы мучительно искали

спасения, выхода. 'Такой выход нашелся, - писал Энгельс. - Но не в

этом мире. При тогдашнем положении вещей выход мог быть лишь в

области религии'*. Этой религией оказалось христианство.

По сравнению с языческой религией, оставшейся глубоко равнодушной к

личности человека, в чисто этическом и моральном плане христианство с

его проповедью человеколюбия, несомненно, явилось крупным шагом

вперед. Заложенный в Писании нравственный потенциал послужил

источником для многих гуманистических идей на протяжении всех

последующих эпох.

Схоластическая система мироздания, впитавшая в себя элементы

мифологических представлений, оказалась очень устойчивой и составляла

основу европейской науки на протяжении более полутора тысяч лет -

вплоть до начала научной революции, ознаменованной трудами Коперника,

Галилея и Ньютона. Объяснение этой редкостной устойчивости следует

искать в том, что такие черты, как замкнутость, иерархичность,

статичность, оказались общими для двух последовательно сменявших