этих вытесненных содержаний я называю индивидуальным бессознательным. Но, сверх этого и прежде всего, мы находим в бессознательном качества, которые являются нс индивидуально приобретенными, но наследуемыми: инстинкты, эта потребность в деятельности, не имеющая сознательной мотивации, но ощущаемая как необходимость. ... (В этом глубинном слое психэ мы находим также архетипы.) Инстинкты и архетипы составляют коллективное бессознательное. Я называю его 'коллективным' потому, что в отличие от индивидуального бессознательного, оно складывается не из индивидуальных и более или менее уникальных содержаний, но из универсальных и регулярно повторяющихся'. (Там же. - Р.153)
'Первая группа (индивидуальное бессознательное - Прим. персе.) вмещает в себя содержания, которые представляют собой неотъемлемые компоненты личности, именно поэтому они могут стать осознанными; вторая группа (коллективное бессознательное. - Прим. персе.) предполагает некое универсальное, неизменное, аутотентичное условие или основание психэ как таковой'. (Aion // Ges. Werke. - IX/II. - 1976. - Р.16.)
'Глубинные 'слои' психэ теряют свою индивидуальную исключительность по мере того, как отступают все дальше и дальше в темноту. Это последовательное 'движение вниз' означает, что по мере их приближения к автономным функциональным системам, они становятся все более коллективными, вплоть до универсализации и растворения в телесной материальности, то есть в химических субстанциях. Углерод человеческого тела - это просто углерод. Следовательно, на своем 'дне' психэ является просто миром.' (Die Archetypen und das kollektive UnbewuBte // Ges. Werke. - IX/I. - 1976. - P.187.)
концепции невроза как попытки самоизлечения.' (Freud und die Psy-choanalyse // Ges. Werke. - IV. - 1969. - P.285.)
'Неврозы - всегда некий эрзац узаконенного страдания.' (Zur Psychologic westlicher und ostlicher Religion // Ges. Werke. - XI. (2. Aufl.). - 1973. - P. 82.) Ср. также:
'Невроз есть защита, выставленная против объективной внутренней деятельности души, т. е. довольно-таки дорого оплаченная попытка заглушить в себе внутренние голоса с их диктатом. За всяким невротическим извращением кроется призвание, которому человек изменил, его судьба, становление его личности, осуществление врожденной индивиду жизненной воли. Человек без атог fati - есть невротик, он упускает самого себя.' (Об отношении аналитичекской психологии к поэтико-ху-дожественному творчеству // К.Г. Юнг. Архетип и символ. - М..1991. - С.298. Пер. В. Бибихина)
Нуминоэность:
Термин, предложенный Рудольфом Отто (в его книге 'Священное') для обозначения невыразимого, таинственного, пугающего, чуждого - качеств, присущих лишь божественному, при его непосредственном переживании.
Персона:
Изначально - маска актера в античном театре.
К.Г. Юнг: 'Персона... представляет собою индивидуальную систему адаптации или однажды избранную манеру отношения к миру. Так, всякая профессия обладает своей характерной персоной. ... Однако, опасность заключается в том, что мы зачастую идентифицируем себя со своей персоной: профессор - со своим учебником, тенор - со своим голосом. ... Мы не очень погрешим против правды, сказав: персона это то, чем человек в действительности не является, но в то же время то, чем он сам, равно как и другие, себя считает.' (Die Archetypen und das kollektive Unbewufite // Ges. Werke. - IX/I. - 1976. - P.137.)
Психоидный ('квазипсихический'): ^ . .
Юнг таким образом характеризует глубинный слой коллективного бессознательного, содержащий архетипы.
К.Г. Юнг: 'Коллективное бессознательное репрезентирует психэ, которая в отличие от известных нам психических феноменов нс может быть непосредственно воспринята или 'представлена', почему я, собст-
Преданность своему року (лат.).
Глоссарии
венно, и именую ее 'психоидной'.' (Die Dynarnik des Unbewufiten // Ges. Werke. ~- VIII. -1967. - P.495)
Самость:
Центральный организующий архетип; целостность личности. Символизируется кругом, квадратом, кватерностью (см. выше), младенцем, мандалой (см. выше) и т. д.
К.Г. Юнг: 'Самость есть некая сверхупорядочивающая величина по отношению к Эго. Она включает в себя не только сознание, но и бессознательное, и потому представляет собой, скажем так, личность, коси мы также являемся. ... Надежда на то, что мы когда-либо будем в состоянии достичь хотя бы приблизительно полного осознания Самости, весьма невелика, ибо сколь много мы бы не осознали, всегда будет существовать некоторая неопределенная и неопределимая часть бессознательного, принадлежащая универсуму