духом, отлетевшим по крайней мере в одном пункте, а именно, - в способности получать ясные и законченные представления о чем бы то ни было. Трехмерный мир во времени и пространстве представляется мне системой координат: то, что здесь различается как ось ординат и ось абсцисс, там, в вечности, может выглядеть, как некий первоначальный образ с 'рассеянным фокусом', может быть, как рассеянное 'облако сознания' вокруг архетипа. Но система координат необходима для того, чтобы возможно было различать дискретные элементы содержания. Любая такая операция кажется нам немыслимой в состоянии 'рассеяного всезнания', или некоего безличного сознания, в котором отсутствует пространственно-временная определенность. Познание, как и размножение, предполагает наличие противоположностей: здесь - там, верх - низ, до - после.
Если бы сознательное существование возможно было после смерти, оно бы, как мне кажется, развивалось в том же направлении, что и 'коллективное сознание' человечества, которое всегда имеет некий верхний - хоть и варьируемый - предел. Многие люди до самой смерти пребывают ниже своих потенциальных возможностей и, что важнее, ниже уровня, который в тот же исторический момент времени достигнут другими. Отсюда их потребность достигнуть после смерти той степени осознанного восприятия явлений, которой они не смогли достичь при жизни.
Единица - первая цифра некоего единства. Но она же и 'единство' само по себе, она обозначает и 'едино', и 'всеедино', и 'единственность', и 'недвойственность', единица - это не только число, но философская идея, некий архетип, божественный атрибут, монада. Для человеческого разума вполне естественно делать подобные заключения, но в то же время наш разум детерминирован и ограничен своими представлениями о единице и ее импликациях. Другими словами, наше определение не произвольно, но продиктовано самою природой единицы, и потому оно необходимо. Теоретически возможна аналогичная операция с каждым из последующих чисел, но на практике мы очень быстро заходим в тупик, поскольку с возрастанием количества все более усложняется содержание, которое мы, наконец, уже просто не в состоянии исчислить и осознать.
Каждое последующее единство обладает новыми качествами. Так, особенность числа '4' состоит в том, что с ним может быть решено уравнение четвертой степени, но уже уравнение пятой степени - нет. 'Необходимым показанием' для числа '4', будет то, что кроме всего прочего, оно венчает предыдущую последовательность чисел. Поскольку каждое следующее единство приобретает еще одно или несколько математических свойств, последующие показания все более и более усложняются, наконец, они уже не могут быть сформулированы.
Бесконечная последовательность натуральных чисел соответствует бесконечному количеству индивидуальных созданий. Это бесконечное количество состоит из индивидуумов, и уже свойства десяти первых показывают, - если они вообще что-то показывают, - некую абстрактную космогонию. Но свойства чисел одновременно являются качествами материи, и определенные уравнения способны предсказать ее поведение.
Я могу утверждать, что помимо математических по природе своей выражений, существуют и другие, которые 'самым непостижимым образом соотносятся с реальностью. Я имею в виду, например, порождения нашей фантазии, которые, в силу их большой частотности, можно рассматривать как consensus omnium*[ Общее мнение (лат.).], архетипические мотивы. Как есть математические уравнения,о которых нельзя сказать, каким именно физическим реальностям они соответствуют, так есть и мифологическая реальность, о которой мы не можем сказать, с какой психической реальностью она соотносится. К примеру, уравнения, управляющие турбулентностью разогретых газов, существовали задолго до того, как эти процессы были досконально изучены. Подобным же образом с давних пор существуют мифологемы, определявшие течение некоторых скрытых от сознания процессов, названия которым мы смогли дать лишь сегодня.
Тот уровень сознания, который уже был когда-то достигнут, составляет, как мне кажется, верхний предел знания, доступного мертвым. Возможно, поэтому земной жизни придается такое значение, и так важно, что 'уносит с собой человек', умирая. Только в этой, земной и противоречивой жизни достигается высшая ступень сознания. В этом я вижу метафизическую задачу человека, и она не может быть выполнена без 'мифологизирова-ния'. Миф - это неизбежное связующее звено между знанием бессознательным и сознательным. Безусловно, бессознательное знает больше, но это знание особого