бездна сомнения разверзнется тогда? Какого сумасшествия мы должны тогда ожидать? Из всего этого можно заключить, что от возникающих образов богов лучше отказываться и что эго-сознанию лучше верить в свое собственное верховенство, чем продолжать 'движение ассоциации'. Можно также понять, почему внутренний друг так часто кажется нам нашим врагом, и почему он так далек, и голос его так слаб. Тот, кто близок к нему, 'близок к огню'.
Что-то подобное мог иметь в виду один из алхимиков, который писал: 'Выбери в качестве своего Камня того, благодаря которому коронуются короли, а целители исцеляют своих больных, ибо он близок к огню'. Алхимики проецировали внутренние явления на внешние образы, поэтому для них внутренний друг выступал в форме ' Камня ', о котором 'Золотой тракта' говорит: 'Поймите вы, сыны мудрости, что этот безмерно драгоценный Камень кричит вам: 'Защити меня, и я защищу тебя. Дай мне то, что мне принадлежит, чтобы я смог помочь тебе'. К этому комментатор добавляет 'Ищущий правды слышал, что Камень и Философ говорил как будто бы одним и тем же ртом'. Философ - это Гермес, а Камень идентифицируется с Меркурием, латинским Гермесом.
Символы трансформаций
Всякий, кто подпадает в пещеру, т. е. потайное место, которое находится внутри каждого нас, или в лежащую за сознанием темноту, обнаруживает себя вовлеченным в сперва бессознательный процесс превращения. Проникая в бессознательное, он устанавливает связь со своей бессознательной сутью. Это может кончиться важным изменением личности в позитивном или негативном смысле. Трансформация часто интерпретируется как продление естественной продолжительности жизни, или как подлинное бессмертие.
Бессмертное существо рождается из чего-то простого и забытого или из совершенно невероятного источника. Питательный характер субстанции, способной к трансформации или божественности, порожден многими легендами: Христос- хлеб, Осирис - пшеница, Мондамин - кукуруза. Символы соответствуют психическому факту, который с точки зрения сознания имеет значение только чего-то такого, что можно чему-то уподобить, с чем-то сравнить, а его действительная природа остается незамеченной. Символ рыбы непосредственно показывает это: 'питательное' влияние бессознательных содержаний поддерживает жизненность сознания посредством беспрерывного притока энергии; само сознание не вырабатывает эту энергию. К трансформации способен лишь этот незаметный корень сознания который почти незримо (т. е. бессознательно) снабжает сознание своей энергией. Поскольку бессознательное дает нам ощущение чего-то чужеродного и отличного от эго, совершенно естественно, что его должен символизировать чужеродный знак. Таким образом, с одной стороны, этот символ совершен о незначителен, а с другой - значителен настолько, насколько и потенциально содержит в себе эту 'круглую' полноту, которой не хватает сознанию. Эта 'круглая' вещь - великое сокровище, которое спрятано в пещере бессознательного, и его персонификацией является это индивидуальное существо, которое представляет высший союз сознания и бессознательного. Этот образ заслуживает сравнения с Хираньягарбхой, Пурушей, Атманом мистическим Буддой. По этой причине Юнг решил на назвать это 'самостью'. Под этим понятием он понимает психическую всеобщность и в то же время некий центр, причем ни одно, ни другое не совпадает с эго, но включает его, подобно тому, как большой круг заключает в себя меньший.
Как утверждает Юнг ощущение бессмертия происходит из специфического ощущения расширения в пространстве и во времени.
Проявление Духа
В сновидениях образ отца имеет 'духовный' характер т.к. побуждает к утверждениям, действиям, склонностям, взглядам т. д., духовность которых вряд ли кто-то станет отрицать. У мужчин положительный отцовский комплекс очень часто приводит к легковерию по отношению к авторитетам и явной выраженной готовности склоняться перед всякого рода духовными догмами ценностями; в то же время у женщин он вызывает живейшее духовное вдохновение и заинтересованность. В сновидениях именно от фигуры отца исходят решающие убеждения, запрещения и мудрые советы. Незримость этого источник часто подчеркивается тем, что он заключается просто в авторитетном голосе, выносящем окончательные суждения. Поэтому это преимущественно фигура 'мудрого старца', олицетворяющего духовный фактор. Иногда эта роль исполняется и 'настоящим' духом, а именно, призраком умершего, реже - гротескными гномообразными фигурами или говорящими животными. Как показывает опыт, карликовые формы встречаются преимущественно