выходу из конфликтного состояния, что самостоятельно сознание сделать неспособно. Этот символ предвосхищает нарождающееся состояние сознания.
Много фигур младенцев, являющимися культурными героями и отождествляющихся, таким образом, с вещами, содействующими культуре, например, с огнем, металлом, зерном, кукурузой и т.д. Как носители света (которые расширяют сознание) они побеждают мрак, или, что то же мое, они побеждают бессознательное состояние. Более высокое сознание, или знание, выходящее за пределы нашего временного сознания, равнозначно полному одиночеству в мире. Это одиночество выражает конфликт между носителем и символом высшего сознания и его окружением. Отсюда, по всей видимости, происходит 'иррациональный' страх, который дикарь даже сегодня испытывает перед мраком.
Так как 'младенец' при определенных условиях (например, в случае Гермеса) тесно связан с фаллосом - символом порождения, он вновь появляется в виде могильного фаллоса, символа обновленного порождения.
Поэтому 'младенец ' -он начало, и конец, изначальное и конечное создание. Начальное творение произошло еще до возникновения человека, завершающее будет тогда, когда его не станет. Говоря психологическим языком, это означает, что 'младенец' символизирует досознательную и послесознательную сущность человека. Его досознательная сущность есть бессознательное состояние самого раннего младенчества; его послесознательная сущность - это строящееся по аналогии предчувствие жизни после смерти. В этой идее выражена всеобъемлющая природа психической целостности. Целостность никогда не заключена в границах сознания - она также включает неограниченные и неопределенные просторы бессознательного. Следовательно, целостность, имеет неизмеримую протяженность, она древнее и моложе сознания и охватывает его во времени и пространстве.
Кора
Мягкая пена, нежащая Афродиту и являющаяся символом рождения, так же как раковина мидии. У римских поэтов мы читаем, что Венера родилась из мидии или что она путешествовала в раковине мидии по морю. На старинных изображениях Афродита вырастает из раковины мидии. В основе этого символа лежит явление роста жемчужины. Позднее этот образ переплелся с архаичным мотивом пены. Раковина мидии является наиболее графически выразительным (обращенным в первую очередь к чувствам) примером 'принадлежности' Афродиты к воде. Афродита-Анадиомена появляется из глубокого моря, выходя из раковины мидии, принесенной ветром, и приветствуется богиней земли в пестром одеянии. Она является символом изначальной девы - Коры.
В гимне странное поведение Деметры как кормилицы основывается на этих двух аспектах - Богиня Мать, Богиня Зерна, Богиня эзотерических мистерий. Когда никому еще неизвестная богиня появляется в Элевсине и предлагает себя в качестве кормилицы дружелюбным дочерям царя, они предлагают ей ухаживать за младшим сыном царя - Демофонтом. Каждую ночь она тайно опускала его в огонь - этот необычный метод достижения бессмертия был единственной установленной ею платой! Поэт сравнивает ребенка с горящим факелом. Мифологическая картина младенца в огне согласуется с тем фактом, что в мистерии празднование рождения божественного младенца проводилось при большом количестве света. Пойманная во время страшного и ужасного действия, богиня словами мистического откровения говорит о неведении людей. Если бы они умели отличать добро от зла, говорит она, они - бы поняли значение этого кажущегося смертоносным действия.
Смысл этого поступка - добро, замаскированное зло,- бессмертие. В этом не может быть сомнения.
Образ зерна совмещает в себе образы и начала и конца, и матери и дочери, и именно поэтому о выходит за пределы индивидуального к вечному, и универсальному. Именно зерно всегда уходит в землю, именно зерно, скошенное, когда оно нальется золотом, но ставшее полным и здоровым семенем, остается целым, матерью и дочерью воедино.
Свинья - это животное, которое приносят в жертву Деметре. С одной стороны, там, где она посвящается Элевсинским мистериям, она называется 'утробным животным' земли, точно так же, как дельфин был 'утробным животным' моря. Традиционно считалось, что Деметра примет такую жертву, как беременную свинью . Животное-мать - подходящее приношение богине-Матери, свинья в яме - подходящее приношение ее исчезнувшей дочери. Как символы богинь свинья и зерно являются наилучшими параллелями. В культе использовались даже расчлененные тела свиней; зловонные останки собирали и возлагали на алтарь, что также должно было способствовать успеху сева