суть которого можно выразить примерно так: ты на¬конец вернулся туда, куда стремился всю жизнь, вот оно -больше ничего уже не нужно: невероятный покой и уют, спо¬койствие и блаженство вечности, чувство единственно по-на-стояшему родного во всем, что ты знаешь и помнишь, чувство возвращения. В этом — основное отличие дома этих снов от дома, описанного ранее.
Иногда чувство возвращения домой в таких сновидениях до¬ходит до такой интенсивности и реальности, что потом много дней кряду невозможно смириться с повседневностью, и чело век постепенно начинает вспоминать наяву позабытые прави¬ла и карты Игры.
В конце концов, ностальгия по дому, которую мы испытыва¬ем после этих сновидений, зов, который мы слышим — это но¬стальгия по Небесному дому, откуда мы все когда-то отправи¬лись странствовать по мирам и куда мы должны хоть когда-ни¬будь на какое-то время вернуться.
С момента, когда сновидящий начинает путешествовать «на том берегу», в его снах появляются своеобразные гиды и на¬ставники. Пути дальнейшего посвящения индивидуализируют¬ся, и каждый проходит обучение, которое соответствует осо¬бенностям его сущности и сущностным задачам. Однако, не¬смотря на индивидуальное многообразие типов и способов по¬священия, происходящих в сновидении, есть некоторая общая структура, знаки, ситуации и действия, которые могут помочь в осознании наяву темпов и дальности продвижений и их связей с доступными системами сакральных знаний.
НАСЕЛЕНИЕ СНОВ
Кто там скачет в ночи? я хочу это знать, я хочу это знать
А. Бродский
Кто же те, кого мы встречаем в наших ночных странствиях? И почему, когда мы видим во снах самых близких нам людей, проснувшись, мы далеко не уверены, что это были именно они?
А кто Те, кого мы мучительно не можем вспомнить, и незнакомость их внешности не мешает нам чувствовать, что мы знаем их очень давно, даже всегда? И кто те, кого мы боимся больше смерти в наших снах?
Когда сновидяший покидает разрушенный дом и начинается его возвращение Домой, для него становится заметным (быв¬шее и до этого) присутствие в его снах сущностей, являющихся как бы гидами, наставниками, проводниками. Понять их роль, особенно на первых порах, затруднительно из-за того, что наше невменяемое сознание придает им облик по непредсказуемым смысловым ассоциациям: бывший школьный или университетс¬кий учитель, отец, начальник, важный чиновник или другие представители администрации, тренер, священник, И.Христос, просто человек, к мнению которого мы наяву прислушиваемся и т.п.. Речь идет о снах, в которых кто-то опытней или старше учит, ведет или наказывает (т.е. тоже учит).
Предмет урока, благодаря все тем же свойствам сознания, тоже может выглядеть как угодно: математика, плавание, поле¬ты, кройка и шитье, гончарное и стеклодувное дело, навигация космических кораблей, выращивание изумрудов, причудливое целительство и т.п. Если мы плохо помним и понимаем урок во сне и наяву, не стоит отчаиваться — эти знания остаются в нас и проявляются в нашей жизни в безотчетных движениях и по¬ступках (если только наши сны не навеяны видиками или пло¬хим пищеварением).
Особого внимания заслуживают сновидения с обучающим сюжетом, разворачивающиеся как бы в большом помещении с амфитеатром среди множества соучеников,— эти сны достаточно важны, в них присутствуют узловые проблемы, импульсы для внутреннего развития на длительный период.
Не стоит игнорировать и экзамены, которые мы время от времени сдаем во снах, — это действительно экзамены, а не воспоминания о студенчестве, и нужно много трезвости, чтобы понять их реальное значение в нашей судьбе.
Чем, собственно говоря, являются сновидческие учебные заведения, сам процесс обучения, какие силы воспринимаем мы подобным образом во снах?
Может быть, потребность в знании и познании у людей дей¬ствительно является врожденной, как потребность в опреде¬ленной энергии, питающей основы человеческого (и не только) бытия. По всей видимости, необходимость познания есть то, что дает естественную (подобно оси Север-Юг) направленность человеческому развитию: знание есть сила, знание есть жизнь. Возможно в мире — во вне и внутри — есть некие живые сис¬темы света, способствующие и направляющие все, связанное с процессом познания, подобно тому, как магнитное поле Земли в любом месте планеты разворачивает стрелку компаса по оси Север-Юг. И, скорее всего, именно такого рода системы света и