её опасную силу как мелких темных рыбешек-пираний. На берегу ручья я увидел свое тело —это было тело подростка, налитое темно-золотой ровной лег¬костью. Потом все исчезло...»
«Опять с кем-то, кого я воспринимал как своего близкого друга, мы на машине поднимались в горы. Было светло, как бы очень солнечно, хотя я не помню теней.
Мы остановились у скопления больших скал. Там был коло¬дец, который и был целью нашего путешествия. Выложенные из старых темно-золотых камней, его стены уходили под почти невидимую воду. Вода в нем была живая — я узнал это сразу, как только увидел её. Нет слов, чтобы объяснить, чем была эта вода —она была живая...»
5
Мы подходим к тому, что можно назвать высокой или выс¬шей судьбой, — в том смысле, что в такой судьбе реализуются и воплощаются высокие и высшие шансы свободного развития, рожденные в человеке и существующие для него. Соблазны здесь выглядят как едва ощутимая радость будущей полноты света и неограниченности, как обещание небывалого и единственного путешествия в живую и многообразную бесконечность.
Просачиваясь сквозь общественные представления, этот соблазн принимает вид возможности, а в какие-то мгновения и полной и несомненной уверенности в уникальной и громадной предназначенности своей жизни для небывалых и значитель¬нейших свершений, в которых максимально полно раскрывает¬ся внутреннее человеческое величие и благородство.
Несмотря на частое слышание этого общественно распрост¬раненного соблазна, жизненный опыт большинства людей, ис¬пытавших его в той или иной форме, складывается чаще всего в судьбу, очень мало напоминающую пробудившее её возвы¬шенное.
Кроме уже указанных общих социально-речевых условий и причин, искажающих соотношение индивидуального, личност¬ного и сушностного и занижающих в результате степень свобо¬ды и величия реализации шансов, здесь имеет значение и искусственное разделение в представлении людей, пытающихся вы¬соко реализоваться, вещей в мире и внутри мышления на материальное и духовное, низменное и возвышенное (горнее). Это мысленное разделение рисует непреодолимую пропасть, вооб¬ражаемо проходящую через их целостность, без которой пол¬ная и высшая реализация невозможна, а оказывается раздира¬емой противоречиями. Обращаясь к ядру возвышенного в че¬ловеке, приходиться констатировать, что распространенные в обществе представления о природе возвышенного достаточно смутны и недостоверны.
По-видимому, первое из состава возвышенного, что действи¬тельно присуще человеку, есть его светоносность, начинающа¬яся здесь с того, что человек рождается как сфера яркого све¬та — сфера чистого и ясного света. Далее можно отметить в числе возвышенных свойств присущую человеческому подвиж¬ность и живость его света на фоне пейзажа мироздания. Это каким-то образом связано с родовой склонностью человечества к странничеству и путешествиям, которые благоприятно сказы¬ваются на его свете. Подвижностью человеческого света опре¬деляется и своеобразие его осознания как во многом сформи¬рованного сущностью движения. То есть, род осознания чело¬века — кинетический. С этим же связана матрица достижения, неотделимая от человеческого. Далее, данность вертикальной оси осознания, по всей видимости, является основой основ воз¬вышенной стороны человека и определяет своеобразие его со¬знания. Особенность светимости человека, которую можно обо¬значить как облегченную и подвижную способность давать и принимать свет в отношениях с другими существами и силами, так же можно определить как исходящую из этого состава, так как именно это порождает человеческую способность к любви, благодарности, благоговению, которые имеют своей чистой смысловой матрицей бескорыстие и соучастие.
Говоря о матрице бескорыстия, следует отметить, что час¬тью её основы является опять таки облегченная способность генерировать и распределять собственный свет, а так же то несомненное свойство человека, делающее его существом со¬циальным, то есть испытывающим потребность в общении, жиз¬ни и путешествиях вместе с себе подобными.
Затмение матрицы бескорыстия в современом обществе свя¬зано со многими вещами и имеет глубокие последствия, сильно затрудняющие возможность свершения высокой и высшей судь¬бы.
Если не останавливаться на мотивациях и структуре «эго», основную причину этого затмения опять таки можно найти в тех особенностях мышления, которые были сформированны религиозным мифом, а именно — в способе речевого выраже¬ния той его части, которая описывает Господа как хозяина че-ловеков,