трудно представить а тем бо¬лее практичным образом понять, к примеру, соотношение ге¬нетического (видового), запрограмированного в генах при вы¬ведении породы волей человека, внесенного хозяином в про¬цессе воспитания и собственно индивидуального в действиях, составляющих судьбу ньюфаундленда. Ещё труднее предполо¬жить понимание преломления всех этих мотиваций в конкрет¬ной жизни Арса.
Это вещи, не предположенные вычислению, а — ощущае¬мые всем существом, и состоят они из решений и действий, при¬нимаемых и свершаемых также всем существом.
«Во сне я увидел мужчину, навзничь лежащего на земле. Он был мертв или почти мертв. Я как будто бы знал его, но во сне боялся узнать. Недалеко от него так же лежала собака, овчар¬ка. Она вроде тоже была мертва. Между ними двумя мерцала сфера величиной с мяч, к ней шли светящиеся линии, как вены или артерии из груди мужчины и собаки. Сам шар немного пуль¬сировал, как будто в нем билось сердце.
Может, это был мой дядя, которого я очень любил в дет¬стве, — он умер в расцвете сил при странных обстоятельствах:
его нашли мертвым в лесу, недалеко от болота, и никаких та¬ких следов рядом с ним не было...»
Перемена судьбы может предчувствоваться и сниться очень по-разному, нередко обретая пугающие очертания. Сам же момент перемены, как правило, ощущается как прерывание одной последователности и обнаружение себя в другой, — как разрыв во времени.
Перемены судьбы бывают, как известно, обратимые и нео¬братимые.
«Во сне кто-то мне рассказывает о судьбе, в которой желез¬нодорожные пути, уходящие далеко вправо к океану и через которые поддерживалась постоянная связь с океаном, были разрушены вздыбившимся и разверзнувшимся материком. И в разломах материковой плиты оказались океанские воды и ог¬ромные рыбы океанских глубин».
Более тонкие и внимательные люди способны сохранить блеклое воспоминание о последовательности событий, как бы могших произойти в непрерванной, неизмененной судьбе, — или, постфактум, в бывшем варианте судьбы. Новая последо¬вательность всегда имеет и новое качество, о котором в быту говорят достаточно просто: судьба изменилась к лучшему или к худшему, хотя это «лучше» или «хуже», по сути, относится не к отдельным событиям, а к направленности в целом, к настрое¬нию судьбы, которое все же ощущается как полнота или непол¬нота сбывания самой глубокой мечты, а не только как благопо¬лучие во всей его цельности.
Отстраняясь и выходя за общественные системы ценностей, тем не менее имеет смысл остановтъся на таком качестве удачно сложившейся судьбы, как ощущение счастья у её основного действующего лица и на его спутнике —ощущении благополу¬чия. Субъективно именно это и остается основным признаком сбывшейся или несбывшейся, простой или освобожденной судь¬бы. На взгляд автора, ощущение счастья (пусть не в постоян¬стве его самых интенсивных проявлений) и телесное ощущение благополучия являются неотъемлемыми признаками истиннос¬ти проживаемой судьбы. В энергетическом смысле это — про¬явление адекватности форм судьбы и тела, соразмерности шанса и благодарности действий.
Автор останавливается на этом лишь потому, что века дуа¬лизма, а также пара тысячелетий, пропитанных весьма и весь¬ма сомнительно изложенной и вошедшей в обиход жизни идеей жертвенности, а также саморазрушительные устремления ми¬ровой и особенно отечественной культуры, не мыслящей себе творчества и жизни без самоубивания и самосожжения с якобы альтруистическими и некими духовными целями, сложили шаб¬лон, в котором предположение о счастье и благополучии как о признаке истинности проживаемой судьбы кажется нелепостью и непростительной наивностью.
Хотя это и не входит в задачи книги, здесь хотелось бы ука¬зать на то, что, на взгляд автора, является корнем рокового заблуждения человека. А именно: освящение смерти, произо¬шедшей с возникновением речи и религиозных описаний мира. Точнее, речь идет об освящении смерти человеческого тела. Идея метемпсихоза (переселения душ) и подобные ей идеи жиз¬ни чего-то после смерти тела, в первую очередь, и в этом атеи¬сты и материалисты безусловно правы, — обслуживают обще¬ственные цели. При более глубоком рассмотрении становится видно, что эти идеи преследуют и цели биологического выжи¬вания человечества как вида, в ходе эволюции обретшего но¬вые грани сознания благодаря возникновению речи и способа мышления, при котором человек стал проецировать себя мыс¬ленно в будущее. В этом смысле, безусловно, возникновение идеи о посмертной жизни есть новая модификация биологи¬ческого инстинкта самосохранения перед