шаблонов восприятия и бытия. Характерно, что взрос¬лые «в обмен» считают своим долгом предложить, а как прави¬ло — навязать, в силу привычки к самоограничению и насилию над собственной волей, собственные знания правил и поряд¬ков жизни в социуме.
Подростковая чувственность — это исследование форм эро¬тического. Выбор этих форм не имеет принципиального значе¬ния, и энергией мечты и юности наполняются те из них, кото¬рые попадают в зону исследования силой обстоятельств. Чис¬тота подростковой и юношеской чувственности происходит и из исконной загадки человеческого существа, и от отсутствия социального давления, принуждающего к полному принятию той или иной формы чувственности со всем историческим фле¬ром, который есть у каждого социального способа близости. Тело ещё только «примеряется» и обычно почти безболезненно реагирует на места, в которых «жмет», и на то, что можно будет узнать только в процессе «ношения» той или иной формы. Шан¬сы встретиться с махровым мраком рано проявляются у совре¬менных молодых людей, и эти встречи меняют направления мечты и жизни, занижают область проецирования и свободы, но, кроме тех случаев, когда что-то ломается, это все ещё меч¬та, даже если у неё уже блатные замашки. Принуждение к со¬циальному регламентированию чувственного в основном реп¬рессивно, поскольку радость чувственного продолжает нашу природную силу и изначально принадлежит ей. Услуги соци¬ального регламента и форм чувственных соглашений с другими людьми состоят в способе организации нашей энергии и, -пока мы забываем разбудить в себе того, кто глубоко поймет и нас самих, и других, — в способе равновесия наших отноше¬ний с другими людьми. Социальный регламент чувственного — очень дорогостоящий посредник, и обычно цена этого посред¬ничества оправдывается тем, что зоны, к которым он дает или навязывает нам карту, есть зоны жизни и смерти и выбор в этих зонах — это выбор судьбы. Основной недостаток такой карты в том, что какую действительность вы бы ни выбрали во всем разнообразии её ландшафтов от двуяйцевых до одноматочных, вы должны прирасти к той последовательности событий и снов, которая, по указаниям этой карты, начинается с прожитого вами опыта, а поиметь вам придеться последствия уже не столько чувственного, сколько воли потоков общественной энергии.
С другой стороны, каждая социальная среда пользует опре¬деленные формы эротической жизни и чувственных отноше¬ний с природой и миром и, включая такие формы в свои писан¬ные и неписанные правила, привязывает к себе, схватывает нашу энергию, награждая и разрушая в масштабах своего существо¬вания. По мнению автора, одним из самых эффективных спо¬собов использования половой силы для строительства социаль¬ной лестницы является обещание высшим социальным слоем большей чувственной свободы. С некоторой точки зрения, ос¬новным средством построения социального намерения являет¬ся воля к свободе. В структуре смысла, организуемого социу¬мом, частности личной свободы — от лагеря и тюрьмы внизу до вершин политических, финансовых и культурных — сопровож¬даются ценой несвободы. Во всяком случае похоже, что так было в прошлом и ещё есть в настоящем. Другие, зарождающи¬еся формы и смыслы общественного бытия, ещё в чем-то срод¬ни нитям смысла, которые создают множество наших сновиде¬ний и непрерывности других потоков нашей высшей Судьбы.
Собственно принуждение к социальному регламентирова¬нию нашей чувственной судьбы начинается с 22-25-летнего возраста. Существующее социальное намерение стремится ос¬тановить последовательность любого опыта в тех шаблонах личности, которое у него есть на сегодняшний день, и продол¬жить в известных этому намерению направлениях.
Брак как чувственная форма жизни в обществе, даже в мо¬дификациях новых времен, стремится ограничить обьем снов обьемом видения и качеством понимания мира тем социальным слоем, с которым, через действие брака, соотносят себя участ¬ники союза. Если это сны с общим домом, то это и местность, в которой построен общий дом, где дом — это сам брак, его на¬мерения. Если это сны с родственником одного из супругов, то это и сны о тех снах судьбы, которые снятся родственникам. Поскольку приближение к другому человеку — это проявле¬ние смысловых и сновидческих местностей основного места жительства, то, в случае брака, это и овеществление этих преоб¬ладающих сил в судьбу. У каждой супружеской пары свое каче¬ство постоянства супружеских отношений, но сама идея такого постоянства является, как известно, частью смысла брачных от¬ношений. От того, насколько благородно это