сознания, причём память об этом часто переносится на физический план в противоположных концах мира, легко понять, что у самих этих людей только укрепляется убеждение, что они не бредят, считая, что пользуются несколько более расширенным сознанием, чем у среднего человека, и потому их совершенно не волнует критика со стороны людей, не изучавших этот предмет. У тех же, кто его исследовал, есть огромная масса свидетельств того, что астральный план — реальность, а ясновидение — факт, и что с помощью этой способности мы добыли для наших братьев много информации, чтобы они также могли пользоваться теми преимуществами, которые это знание дало нам.
Здесь в Индии я слышал, что никто не может читать лекции или писать книги на эти темы, пока он не достиг адептства, а в противном случае они будут несовершенны. Это совершенно верно, но я бы заметил, что если бы наша уважаемая основательница, мадам Блаватская, последовала этому совету и ждала достижения совершенства, прежде чем что-нибудь написать, у нас бы не было 'Тайной доктрины'. Если бы г-жа Безант, г-н Синнетт и другие приняли этот план, у нас бы не было никаких теософических книг, возможно, на протяжении шести или семи тысяч лет; и хотя по выходе эти книги были бы куда более ценными, нынешнее поколение всё же не получило бы преимуществ теософического учения.
Мы намеренно решили изложить это несовершенное знание перед нашими братьями, поскольку всегда чувствовали, что такие способности пришли к нам не ради нас самих, но лишь для них — что мы, так сказать, глаза наших товарищей, и мы старались быть верными глазами. Мы стремились сообщать в точности то, что видели, хотя и лучше других знали, какие трудности встают на пути точного описания. Нам хорошо известно, что с годами вы научитесь намного большему, но мы постарались, хотя и не вполне успешно, представить вам эти вещи таким образом, чтобы когда ваше восприятие расширится, вам ничего не пришлось бы переучивать заново — вам придётся лишь прибавлять к своему запасу знания, а не менять его. И я думаю, что мы можем надеяться, что не изложили ни одного из фундаментальных принципов неверно.
Если мы внимательно рассмотрим астральный опыт многих наших индийских друзей, а также некоторых христианских мистиков, то увидим, что он гармонично согласуется с нашим собственным, даже если бы с первого взгляда и казалось, что они различаются. Следует помнить, что астральный мир столь же обширен и разнообразен, как и физический. Если бы пришельцы с какой-нибудь другой планеты посетили Землю и вернулись со своими отчётами об увиденном здесь, то очевидно, что и двадцать, и пятьдесят и даже сто из них рассказали бы совсем разные истории, хотя бы каждый из них точно сообщил о всех опытах, через которые случилось пройти. Точно так же и человек, посещающий астральный план, вступает в соприкосновение лишь с очень малой его частью, и если он не повторяет постоянно свои посещения и не совершает систематических усилий по исследованию всех его разнообразных возможностей, то, естественно, он вернётся лишь с весьма односторонним отчётом.
Часто случается, что силой религиозного переживания человеку удаётся поднять своё сознание на астральный уровень. Он формирует сильный умственный образ объекта своих религиозных чувств и окружает себя оболочкой, не подпускающей все другие мысли или вибрации. Таким образом, даже когда его сознание действует через астральный проводник, оно остаётся внутри оболочки и не видит ничего, кроме объекта своего поклонения, будучи вовсе не осведомлено об окружающей его разнообразной жизни и деятельности — подобно тому, как аскет, поглощённый медитацией, не обращает внимания на движения, происходящие в окружающем его физическом мире. Работающие на астральном плане постоянно видят людей, находящихся в таком экстазе в своих собственных святых местах, созданных силой их поклонения; и несомненно, они получают из этих переживаний огромнейшую пользу. Но они заблуждаются, полагая, что весь астральный мир заключён в их скорлупе, и что там нельзя найти ничего, кроме того, что они видели. И очевидно, что их теория об этом мире тонкой материи не оставляет им никакой другой альтернативы, кроме как предположить, что мы — жертвы галлюцинации; наша же теория имеет то преимущество, что вполне включает и объясняет их опыт, не подразумевая никаких неприятных намёков.
Его согласие с писаниями
Вы можете заметить, что говоря об этом тонком мире я использую термин 'астральный план', а не 'камалока', который часто применяется в качестве санскритского