описывают его, скорее, как необходимое след-ствие добродетелей жизни, точно так же как полагаем мы с точки зрения теософии. Но хотя все религии единодушно описывают эту счастливую жизнь в самых сияющих красках, ни одной из них не уда¬лось придать своему описанию впечатление реально-сти. Всё, что напи¬сано о небесной жизни, настолько отличается от того, что мы о ней знаем, что многие из описаний кажутся нам почти гротескными. Мы не решились бы сказать это о тех легендах, которые нам знакомы с дет¬ства, но скоро почувствовали бы это, если бы нам стали читать подобные описания у народов, исповедующих другую религию. В буддистских и индусских книгах мы найдём красноречивые описания бес-конечных садов с деревьями из золота, серебра, фрукты которых – различные драго-ценные камни. Мы могли бы улыбнуться, если бы не вспомнили, что, в конце концов, буддисты и индусы могут найти у нас совершен¬но подобные истории об улицах из зо-лота и деревьями из жемчуга.
На самом деле эти рассказы кажутся смехотворными, если только их принимать бу-квально, не отдавая себе отчёт в том, что каждый автор решает задачу со своей точки зрения и что все мы в этом деле терпим неудачу, поскольку великая реальность, скры-тая за всем этим, совершенно не поддаётся какому-либо описанию. Индийский писа-тель, очевидно, видел такие прекрасные сады царей Индии, где обычно использовались описанные им украшения. Еврейский писатель не знал о таких вещах, однако он жил в каком-нибудь великолепном городе, возможно Александрии; так его представлением о роскоши был город, однако город, не похожий ни на один город земли богатст¬вом сво-их материалов и украшений. Итак, каждый пытался описать истину слишком грандиоз-ную для того, чтобы её можно было описать словами, используя знакомые сравнения.
С давних пор люди познали великолепие рая и пытались своими жалкими средства-ми его описать. Среди них есть и теософы. “Руководство по теософии” даёт результаты некоторых таких поисков. Мы боль¬ше не говорим о золоте и серебре, о рубинах и бриллиантах, когда хотим дать представление о высшей степени изысканности или красоты цветов и форм. Мы берём наши сравнения скорее из великолепия моря и неба, поскольку считаем их красоту более близкой к райской. Но те из нас, кто побывал в на-стоящем раю, хорошо знают, что наши попытки описать его так же неудачны, как и по-пытки восточных писате¬лей, и что они не дают лучшего представления о реальности, выразить которую никогда нельзя словами, но которую каждый человек должен одна-жды увидеть и познать сам.
Великолепная реальность.
Рай – это не сон, это прекрасная реальность. Но для того, чтобы иметь хоть малей-шее представление о ней, нам необходимо прежде все¬го в корне изменить одно из на-ших представлений о рае. Рай – это не место, а состояние сознания. Если вы меня спрашиваете: “Где рай?” – я могу только ответить, что он вокруг вас даже в данный мо¬мент, в том воздухе, которым вы дышите. Свет всюду вокруг нас, как сказал Будда, вам нужно только сбросить повязку со своих глаз и посмотреть. Но что это значит – сбро-сить повязку? Что она символи¬зирует? Речь идёт просто о том, чтобы поднять своё соз-нание на более высокий уровень, научиться сосредоточивать сознание в более тонком теле. Я уже писал о том, что это возможно в астральном теле и что таким образом лю-дям случается увидеть астральный мир. Нужно только продвинуться ещё дальше, под-нять сознание до менталь¬ного плана, потому что на этом уровне у человека также име-ется тело и посредством него он может воспринимать вибрации этого плана, а следова-тельно, жить в сияющем великолепии рая, обладая по-прежнему физическим телом, хотя фактически у него больше нет желания возвращаться к последнему после таких переживаний.
Обычный человек достигает этого состояния блаженства только после смерти, и за исключением очень редких случаев, не сразу после неё. Я уже объяснял, как после смерти “Эго” постепенно прогрессиру¬ет. По сути дела вся астральная жизнь есть лишь процесс концентра¬ции, и когда наступает момент, в который душа достигает границ этого плана, она умирает для этой жизни точно так же, как она уми¬рает для физиче-ской. Иначе говоря, она сбрасывает тело этого плана и покидает его, чтобы перейти в жизнь более высокую и полную. Эта вторая смерть не сопровождается какой-то болью, страданием, и заурядный человек совершенно не способен понять её природу. Он лишь чувствует, что плавно погружается в сладостный отдых, чтобы проснуться в более вы-соком состоянии сознания. Вполне возможно, что изучивший теософию,