что-бы я её знала и полюбила ради неё самой, как она говорила. Она постоянно пыталась сделаться видимой для меня, и наконец это ей удалось. Тогда она стала для меня такой же реаль¬ной спутницей, как если бы у неё было тело. Мне достаточно было задернуть занавески, чтобы приглушить свет, и она сразу же делалась для меня видимой и слы-шимой.
За две или три недели до рождения моего ребёнка она пове¬дала мне, что подлинной причиной её присутствия было намерение занять новое тело, которое должно было ро-диться, чтобы завершить своё земное существование, окончившееся преждевременно. Призна¬юсь, я очень смутно понимала, что она имела в виду, и это меня весьма обеспо-коило.
В ночь перед рождением дочери я видела свою спутницу последний раз. Она при-шла ко мне и сказала: “Момент приближается, мужайтесь, и всё будет хорошо”. И вот у меня родилась дочь. Это был совершенный в миниатюре портрет духа, который был моей подру¬гой. Она не имела никакого сходства с обеими семьями, к которым принад-лежала, и первым замечанием всех, кто её видел, было: “Но у неё вовсе не младенче-ское выражение, как будто ей двадцать лет”.
К моему великому удивлению, несколько лет спустя я случай¬но прочитала в одной старой книге историю женщины по имени, кото¬рым назвался мой дух и чью историю он рассказывал как свою. От¬дельные подробности её жизни, рассказанные ею, совпали с этой историей, за исключением нескольких интимных деталей, которых никто другой действительно не мог знать. Эти факты я хранила в глубоком секрете, потому что, хотя я и была молода, я сознавала, какой была бы реакция окружающих на подобную исто-рию.
Однажды, когда моей дочери было 15 лет, кто-то в её при¬сутствии произнёс первое имя моей духовной подруги. Она быстро повернулась ко мне удивлённая и сказала: “Мама, так меня звал папа?” (Её отец умер, когда ей был год). Я ответила: “Нет, моя дорогая, этим именем тебя никогда не называли”. – “Но я точно пом¬ню, что кто-то меня так называл”.
В заключение мне хотелось бы добавить, что моя дочь очень похожа на ту истори-ческую личность, дух которой заявил, что будет обитать в новом теле.
Таковы факты. Я не даю им какого-либо объяснения; если они согласуются с какой-нибудь теорией, тем лучше для неё. Теория обычно нуждается в том, чтобы её подкре-пляли факты. Факты же сущест¬вуют независимо и не нуждаются ни в какой внешней поддержке”.
Мадам д’Эсперанс, наиболее образованная среди большинства медиумов, по-видимому, сведуща не только в перевоплощении, но зна¬кома и со многими другими сторонами теософического учения, в кото¬ром её наставлял один из её умерших друзей (как известно по её книге “В стране теней”). Возможно, что самым интересным местом этой книги является момент, когда автор, покинув своё тело, имела символическое ви-дение о своей жизни. Это необычное пережива¬ние открыло ей глаза на учение о при-чинности эволюции и перевопло¬щения и заставило её с абсолютной ясностью постичь единство космо¬са, как бы туманно и несовершенно о нём ни говорили. Потому что причина и следствие взаимосвязаны. Вот что сказал ей её духов¬ный друг относительно её жизненного пути: “Это жизнь, которую Вы наметили, у Вас нет другой”. Это эволю-ция, которую ей препо¬дают, когда показывают, что “это та же самая жизнь, вечно со-верша¬ющая бесконечные циклы, переходящая от одной формы к другой, обитающая в скалах, песке, море, в каждой травинке, каждом дереве, цветке и всех формах животной жизни, которая достигает своей куль¬минационной точки в размере и восприятии чело-века”.
По вопросу об инкарнации она замечает: “Я видела, что, приобретая человеческое тело, душа тем самым не достигает высшей точки земного совершенства, поскольку в развитии человека много уровней. Находясь в теле дикаря, она расширяет сферу своего опыта и совер¬шенствуется в новых условиях существования. Когда эта область ис¬черпана, она делает новый шаг. Так, мало-помалу продвигаясь вперёд, всегда посте-пенно, душа развивается, и разложение тел, использован¬ных душой, доказывает только, что их миссия выполнена и что они осуществили цель, для которой применялись. Они возвращаются к своим изначальным элементам, чтобы вечно служить средствами ду-ши, которая хочет проявиться и получить необходимое развитие”.
ГЛАВА 32. РАЙ
Все религии утверждают, что рай существует и что бла¬женство является вознаграж-дением за хорошо прожитую жизнь на земле. Христианство и магометанство говорят о нём как о вознаграждении, предназначенном Богом для тех, кто сумел ему понравиться, однако большинство других верований