уже ушло из астральной жизни или даже реинкарнирова-лось). Но он понимал, как она жаждет увидеть его, и чтобы смягчить её горе, он охотно брал на себя упрёк в обмане. Усилием воли он принимал вид ребёнка, каким бы он был, если бы не умер, и постоянно появлялся матери под этим видом на сеансах, тем самым служа для неё источником величайшей радости и счастья. Он говорил, что никому не причиняет этим вреда, кроме самого себя. Он верил, что Бог не накажет за столь не-винный обман во имя благородной цели. Он откровенно говорил: “Вы думаете, я оста-нусь смотреть на её страдания, когда я могу облегчить их этой мелкой ложью во спасе-ние?” Было что-то трога¬тельное в этой готовности жертвовать, и хотя я не могу одоб-рить его поведения, я не чувствую себя вправе его осуждать.
Подобные случаи ПОДМЕНЫ ЛИЧНОСТИ с наилучшими мотивами, по-видимому, не редки. И в каждом из них рост ребёнка имитируется самым естественным образом. Некоторые спириты даже утверждают, что души детей, умерших новорождёнными, ма-териализуются на сеан¬сах таким же образом, продолжая расти в ином мире, как в физи¬ческом. Любому, кто изучает теософию, очевидно, что здесь может быть лишь случай подмены личности, поскольку, разумеется, у ново¬рождённого ребёнка не было души; иначе сказать, физическое тело не имело вообще дыхания жизни, потому что не было “Эго”, готового использовать его в этот момент.
Бесконечное утешение.
В этом случае, как и во многих других, знание, которое даёт теософическое учение, приносит с собой бесконечное утеше¬ние, успокоение. Потеря нежно любимого ребёнка не может не быть источником печали для родителей; впечатление потери имеет место на физическом плане постоянно, и его реальность не остав¬ляет сомнения. Но эта боль в большой степени смягчена для тео¬софа, который ясно понимает, что любимый ребёнок покинул эту физическую оболочку лишь для того, чтобы появиться в новых условиях, лучше приспособленных для его развития. Это только один из многих случаев, которые мы исследовали и из которых очевидно, что даже то, что кажется скорбным, имеет це-лью добро и что лишь невежда может обвинять ПРОВИДЕНИЕ в жестокости и равно-душии.