Но это средство употребляется редко и в исключительных обстоятельствах, и очевид¬но, что это было бы невозможно в том случае, который мы рассмат¬риваем. Такое видимое затруднение было разрешено самым простым способом: младший из двух братьев, прожив свой срок в раю, вопло¬тился в центральной Европе. Его артистический темперамент про-явил¬ся с раннего возраста, но на этот раз в несколько иной области. Вместо скульптора он стал гравёром, как до него его отец. Он обнаружил большое дарование к этому ис-кусству, и его считали многообе¬щающим молодым человеком, когда вдруг одна из многочисленных эпидемий средневековья вырвала его из физического плана; тогда ему едва исполнилось 20 лет. Естественно, что многие оплакивали эту преждевременную кончину, с сожалением говоря о потере для искусства, вообще сочувствуя судьбе моло-дого человека, которому жизнь обещала блестящую карьеру.
Обратим внимание на результат. За время своей короткой физической жизни этот молодой человек использовал лишь относи¬тельно малое количество энергии. Следова-тельно, хотя его жела¬ния и чувства требовали средней продолжительности жизни на астральном плане, его жизнь в раю была относительно недолгой. Таким образом, он был готов к реинкарнации в середине XIX века, спустя три года после физического ро-ждения того, кто был его старшим братом в древней Греции.
Преждевременная смерть часто является благом.
Этот факт нам показал, что преждевременная смерть, прервавшая жизнь, которая, казалось бы, обещала блестящую карьеру, может быть величайшим благом. Действи-тельно, хотя художествен¬ные способности младшего из братьев выразились в ХVI веке достаточно полно, его занятия философией и мистицизмом, конечно, не могли прогрес-сировать так же полно. Его склонность к этим занятиям уже подтвердилась, и он с рве-нием постигал всё мистичес¬кое, что было ему доступно. На него сказало сильное влия-ние учение Иоганна Таулера, и он был связан таким образом со школами Николая из Базеля, Кристины Маргареты и Генриха Сузо. Тем не менее очевидно, что если бы он продолжал жить, эта сторона его при¬роды получила бы лишь незначительное удовле-творение. Но в их теперешней инкарнации оба брата вошли в Теософическое Общество с самого начала его образования и с тех пор оставались в центре движения. Итак, мы видим, что эта преждевременная смерть в средние века была не злом, а величайшим счастьем, которое только возможно для младшего брата.
Изменившаяся жизнь.
По аналогии с этим случаем мы могли мы объяснить тайну других жизней, ещё бо-лее коротких. Однако окончательный вывод не представляется ещё нам ясным, даже в тот момент. Нам понадобился ещё один пример, чтобы уловить главную идею. Этим примером нам послужил случай одного молодого теософа, который два раза родился в одной семье. Его первая жизнь продолжалась лишь несколько недель, и он родился вновь у тех же родителей спустя несколько лет.
Естественно, этому факту искали объяснение. Предполагалось, что первое рождение в меньшей степени отвечало бы условиям физичес¬кой жизни, чем второе. Исследова-ния, очевидно, ограничивались такой проблемой; какую разницу для “Эго” составляла эта задержка? Чем отличалась жизнь, начатая несколькими годами позднее, от той, ко-торую ребёнок мог бы прожить в первый раз? Немного внимания, и мы получили пора-зительный ответ. Родители его были свободомыслящими, пока не познакомились с тео-софическим учением; они приняли его сразу же и всем сер¬дцем. Вся семья принялась за его изучение с большим единодушием. Разница для молодого человека была следую-щей: если бы он продол¬жал жизнь в первый раз, он был бы уже взрослым в то время, когда его достиг свет теософии. Для свободомыслящего рассудок не являе¬тся особо сильным рычагом, сдерживающим страсти; вполне возможно поэтому, что прежде чем попасть под влияние теософии, он уже приобрёл бы массу дурных привычек, которые могли бы значительно испортить его жизнь. Но благодаря благотворному вмешательст-ву преждевременной смерти, он оказался ещё очень моло¬дым, когда его семья приняла учение теософии и, следовательно, он был вполне готов встретить трудное время до того, как оно пришло. Естественно, изучение этого случая открыло нам глаза на много-численные возможности, и мы стали изучать другие случаи смерти в раннем детстве, которые были нам известны. Во всех мы обнаружили ту же характерную черту: вторая жизнь, которая могла быть приобретена только за счёт первой, была с определённой точ¬ки зрения выше и давала “Эго” более благоприятные обстоятельства для развития, которое