кроме возмож-ности трудиться во имя Дела, и в то время я совершен¬но себе не представлял, что в те-чение этой жизни для меня воз¬можно более высокое развитие.
В Индии я имел большое счастье встретиться с некоторы¬ми из Великих Учителей. Через них, как и через их учеников, я узнал многое из того, что мне оставалось до сих пор неизвестным, и моё мировоззрение становилось более полным. Скоро мне дали по¬нять, что я мог бы поднять своё сознание на высшие планы. Я этого не ожидал, потому что, как я полагал, нужно родиться с особы¬ми способностями, чтобы добиться успеха в этой области исследова¬ний. Однако я узнал, что эти способности заложены во всех че-ло¬веческих существах и что, если я буду упражняться достаточно энергично, я смогу проявить их. Естественно, я последовал этому указанию и со временем обнаружил, что всё сказанное мне ранее было правдой, что приобрести астральное и ментальное зрение действительно возможно и с его помощью немедленно подтвердить основные принци-пы теософического учения.
Каждый, кто склонен трудиться так же, как я, может со временем убедиться, как в этом убеждён я, что планы Природы являются конкретными реальностями; он сможет проверить положения, касающиеся состояния, следующего за смертью, потому что он увидит мнимых умерших, будет говорить с ними, встречая их на планах, которым они соответствуют по своему развитию. Для этого гораздо лучше подняться до их уровня, чем привлекать их на свой через материализацию. Он сможет познать величие реально-сти реинкарнации, поскольку он научится смотреть назад, на свои прошлые жизни, раскрывающиеся перед его зрением, как страницы книги. Он сможет убедиться сам в действии могучих законов эволюции и божественной справедливости. Всё это мне из-вестно на основании моего личного опыта. Любой, кто захочет потрудиться и последу-ет по пути, смо¬жет узнать всё, как и я. Я не говорю, что этого можно достичь быстро; однако я говорю, что этого достигли многие и что в каждом человеке заложены нужные способности и он может добиться успеха, если захочет. В дальнейшем я объясню, что нужно делать для начала.
Это не галлюцинация.
Могут возразить, что я, полагая себя знающим эти вещи, нахожусь, возможно, под воздействием галлюцинаций. Нет сомнения, что теоретически это может быть и так. Я могу быть жертвой галлюци¬нации в тот самый момент, когда я думаю, что пишу, а мои чита¬тели могут тоже находиться под действием галлюцинации, когда они полагают, что держат мою книгу перед глазами. По правде говоря, некоторые философы утвер-ждают, что все мы сами являемся галлюци¬нациями. Но если мы существуем на самом деле, если я написал эти строки и вы их читаете, то также верно и то, что я видел эти вещи и что я знаю, каковы они. Я видел их не однажды, а сотни раз. Для меня они – факты повседневного опыта. Многие из нас знакомы с другими планами, как кто-то знаком с улицами города, в котором живёт. Если теософия – это иллюзия, тo эту иллю-зию разделяли сотни величайших умов мира, такие как Будда, Шанкарачарья, Пифагор. Было бы очень рискованно утверждать, что все они страдали галлюцинаци¬ями. Я счи-таю, что мои убеждения достаточно обоснованы. Однако я полностью признаю, что, хотя мои доказательства для меня достаточ¬ны, они вовсе не являются доказательствами для других. И всё же это свидетельство, и они должны принимать его во внимание од-нов¬ременно с другими.
Для многих людей, глубоко интересующихся теософией, было бы невозможно от-правиться в Индию. Кроме того очевидно, что чело¬век может прожить всю жизнь в Индии, не пережив того, что я. Поэтому естественно слышать вопрос: какие доказа-тельства можно иметь, помимо моего личного опыта, о котором я говорил. Мне ду¬мается, что, кроме личного переживания, факты подобного рода не имеют прямого до-казательства, однако существует громадное число свидетельств. Эти вещи можно знать так же точно, как большинство научных фактов, которым мы верим без колебания. В этом отноше¬нии я бы посоветовал всем, кто изучает факты, внимательно про¬честь уди-вительнейшую брошюру Фуллертона “Доказательства теосо¬фии” и проанализировать неопровержимые аргументы, с помощью кото¬рых он демонстрирует, что доказательст-ва положения должны соот¬ветствовать природе этого положения и что, следовательно, окон¬чательное доказательство теософического учения, самой его сути, всегда заключа-ется в переживании развитой души. И хотя таким должен быть последний анализ, мож-но всё-таки найти массу подтверждающих свидетельств, которые я надеюсь вскоре по-казать.
Доказательства ортодоксальной