газетах. Но вполне возможно, что и в этом случае медиум говорил правду. Мой опыт гарантирует истинность моих слов, когда я утверждаю, что даже в случае явного обмана мы не всегда имеем право сваливать вину на медиума. С другой стороны, я видел однажды, как у медиума, при-шедшего на сеанс, из кармана висел кусок муслина, и я узнал эту материю, когда на се-ансе она появилась в качестве спиритической драпировки. Я хочу сказать, что это была именно та материя, которая торчала из его кармана, потому что на сеансах часто появ-ляются ткани, вещество для которых берётся из одежды медиума. Возьмём ещё раз пример у мадам д’Эсперанс, чтобы показать, как это происходит.
“Спиритическая” драпировка.
“Во время сеанса с Кристиной ассистент оторвал кусок драпировки, в которую был облачён один из духов. После я обнаружила, что у моей юбки частью вырезан большой квадратный лоскут. Моя одежда была пошита из тёмной и плотной шерстяной ткани. Присутствовавшие констатировали, что заимствованный кусок драпировки был той же формы, что и недостающий лоскут на юбке, однако он был значительно больших раз-меров, белого цвета из тонкой, лёгкой ткани, напоминавшей осеннюю паутинку.
Подобный эпизод однажды уже произошёл со мной в Англии, когда кто-то попро-сил у маленького духа Нини кусок её просторной одежды. Она согласилась, но нехотя, как казалось, и причина её нежелания стала ясна после сеанса, когда я обнаружила ды-ру в своём новом костюме, который надела в первый раз. Он был почти чёрным, и я приписала происшествие скорее случайности, чем действиям со стороны Нини. Теперь, когда это случилось во второй раз, я стала понимать, что это вовсе не было случайно-стью, что моё платье или одежда присутствующих служили материалом, из которого духи изготовляли свои “великолепные драпировки”. (“Страна теней”)
Существуют различные типы материализованной драпировки: одни очень плотные, другие исключительно тонкие – фактически тоньше восточных тканей. Иногда дух предлагает своему любимому ассистенту коснуться материи или даже отрезать от неё лоскут. Мне несколько раз случалось получать таким образом кусочки ткани, некото-рые из них сохранялись годами и, казалось, были вечными, в то время как другие исче-зали в течение часа. Один такой лоскут был у меня не более десяти секунд. Хотя лёгкая и прозрачная ткань, по-видимому, является обычным одеянием у материализовавшихся духов, я также видел их одетыми в обыкновенную одежду земной цивилиза¬ции и ино-гда в военную форму или костюм, характерные для их положения во время физической жизни.
Материализация.
Вот очень хороший рассказ о материализации и дематериализации фигуры, который приводится в “Стране теней”. Он был состав¬лен одним из членов кружка, часто присут-ствовавшего на сеансах.
Прежде всего мы замечаем на полу перед кабинетом какой-то белый пакет, как буд-то окутанный туманом. Он постепенно зритель¬но увеличивается, разворачиваясь на по-лу, подобно ожившему мусли¬ну, пока не достигает размера около двух с половиной футов на три фута и толщиной в несколько дюймов, может быть, шесть, а может и больше. Всё это скоро начинает подниматься в центре или около, как будто под мате-рией находится человеческая голова, в то время как туманная плёнка начинает всё больше походить на муслин, падающий складками с таинственно образовавшейся фи-гуры. Когда всё это достигло двух или более футов, можно было сказать, что внутри находится ребёнок, шевелящий руками, как будто совершающий какие-то манипу¬ляции.
Предмет продолжал расти, иногда уменьшаясь, чтобы потом подняться ещё выше, пока не достиг приблизительно пяти футов. Тогда уже можно было видеть фигуру, ко-торая, казалось, манипулиро¬вала со складками покрывавшей её драпировки.
Скоро её руки поднялись довольно высоко над головой, затем открылись, отбросив спиритическую драпировку, и вот перед нами Иоланда, грациозная и прекрасная. Она почти пять футов росту. На голове у неё причёска в форме тюрбана, и из-под него по плечам и до спины спускаются длинные чёрные волосы.
Её восточного покроя одежда обрисовывает каждый контур тела, в то время как лишняя часть белой драпировки обёрнута для большого удобства вокруг неё и затем спускается на ковёр, на слу¬чай, если она понадобится для эксперимента.
Всё это занимает 10 – 15 минут.
Её исчезновение, или дематериализация, происходит следующим образом: она при-ближается, чтобы все знакомые из присутствующих убедились в её реальности, затем она медленно, но непринуждённо снимает драпировку, которая служит ей вуалью, сво-рачивает её и кладёт на