и согласно великому божест¬венному закону чистоты, альтруизма и любви.
ГЛАВА 24. СПИРИТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Изучение явлений, возникающих во время спиритических сеан¬сов, может быть дру-гим средством получения сведений о жизни чело¬века после смерти. Большое количест-во фактов, так понятно изложенных в теософии, могло быть получено посредством на-блюдения и вни¬мательного сопоставления данных о привидениях; аналогичные факты можно было взять из спиритической литературы. Однако этим занимают¬ся только сами спириты, и даже они не изложили полученные данные в стройной системе.
Мне всегда казалось, что наши друзья-спириты должны были бы принять теософи-ческую систему с радостью, поскольку значительная часть трудностей, с которыми они сталкиваются, добиваясь призна¬ния спиритических явлений как фактов, проистекает из мнения, что их заявления противоречат науке и не могут согласовываться ни с какой разумной системой взглядов. Это совершенно ложное представле¬ние, и тем не менее спиритизм не так много сделал, чтобы рас¬сеять сложившееся мнение. Он продолжает (и справедливо) настаивать на имеющихся у него фактах, однако не пытается, как пра-вило, привести их в соот¬ветствие с наукой. Создается впечатление, что спириты склон-ны лишь восклицать: “Как здорово! Это замечательно! Это великолепно!”, забываясь в экстатическом восхищении, вместо того чтобы дать себе отчёт в том, что всё это со-вершенно естественно. Ведь это только люди, впавшие в пессимизм вследствие своего вмешательства в Приро¬ду, которое коверкает её законы, пребывают в сомнении и с ко-леба¬нием говорят о некоторых вещах, что они слишком хороши, слишком прекрасны, чтобы быть реальностью; и это потому, что они ещё не понимают, что именно доброе и прекрасное должно быть истинно. Вот почему было бы гораздо вернее сказать: “Это слишком прекрасно, чтобы не быть реальностью”. Потому что Бог есть Истина, и Он есть Добро.
Теософическое объяснение.
Теософическая система планов природы и существования беско¬нечного разнообра-зия форм материи с их самыми тонкими подразделе¬ниями, среди которых действуют свойственные им силы, открывает непосредственно путь к пониманию явлений, проис-ходящих на спирити¬ческих сеансах. Когда мы осознаём, что человек обладает оболоч-ками, соответствующими каждому из этих планов, и что в каждой из них он приобрета-ет новые и более разнообразные способности, мно¬гое из того, что до сих пор было трудно объяснить, становится яс¬ным как день. Подробно я говорил на эту тему в моей книге “Ясно¬видение”, и поэтому нет необходимости, чтобы я здесь повторялся. Доста-точно отметить, что, если мы хорошо усвоим природу этих способ¬ностей, мы увидим, что при желании умерший может узнать, что написано в закрытой книге или письме, находящемся в коробке, зак¬рытой на ключ, увидеть и рассказать о том, что происходит вдали отсюда, прочитать мысли любого человека, присутствующего или отсут¬ствующего. Всё, что в этом роде совершает умерший, может быть сделано и живым, который развил свои скрытые способности к астральному зрению. Естественно, что для того, кто обитает в астральном теле и действует только через него, всё кажущееся нам феноменальным и чудесным должно представляться совсем в ином свете, поскольку из этого состоит его повседневная жизнь. Для того, кто не изучал этих вопросов, такие яв-ления непривычны, и поэтому он не может понять, каким образом они происходят. Его отношение совершенно подобно тому, с каким дикарь смотрел бы на нас, пользующих-ся электрическим светом или телефоном. Однако ум¬ный и образованный человек до некоторой степени знаком с их меха¬низмом действия, а потому не относится к полу-ченным результатам как к магическим и считает их следствием естественных законов. Он рассматривает проблему совсем в ином свете.
Обладая теософическими знаниями об астральном плане и его возможностях, мы можем попытаться теперь как-то классифицировать явления, происходящие в зале для спиритических сеансов. Вероятно, наиболее удобным способом классификации будет тот, который заключается в распределении явлений по способностям, используемым для их реали¬зации. Таким образом их легко объединить в пять категорий:
1. Те, что основаны на простом использовании тела медиума: речь в состоянии тран-са, автоматическое письмо, рисунок, живопись, автоматические движения, персонифи-кация и иногда использование планшетки.
2. Те, которые требуют овладения обычным астральным зрением, например: нахож-дение отрывка в закрытой книге, чтение письма, закрытого в коробке, ответ на мыслен-ные