основательнице нашего Обще-ства мадам Блаватской, оно провело большую работу, за которую мы ему благодарны. Но оно могло бы сделать во много раз больше!
Однако пропагандируемый им метод действия в случае встре¬чи с призраком, каким бы удовлетворительным он ни казался его членам, далеко не производит такого же приятного впечатления на само привидение, и мы не советуем читателям пользоваться им. Лично я склонен рассматривать привидение скорее не как вероятное явле¬ние, вы-званное субъективными расстройствами, а как человека и собрата, который, быть мо-жет, очень нуждается в помощи.
Отношение, достойное одобрения.
Итак, скажете вы, как же следует вести себя при встрече с призраком? Я бы реко-мендовал обычную вежливость, с которой вы обращались бы с ним, если бы он пришёл в физическом теле. Следует также помнить, что он, возможно, очень ограничен време-нем. Сразу же встаньте на ту точку зрения (которая вам свойственна, как мы надеемся), что всякий контакт представляет собой счастливую возможность. Скажите себе: “Вот человек, которому нужно помочь; как я могу ему услужить?” Встречайте его с друже-ской улыбкой и серьёзно спросите: “Что я могу для Вас сделать? Я был бы счастлив оказать Вам услугу”. Возможно, он скажет Вам об этом сразу же, а может быть (по-скольку он не всегда владеет голосом, который можно услышать), он попытается выра-зить свои желания каким-нибудь другим способом. Если он не может сделать ни того, ни другого, однако имеет вид разочарованного, будьте уверены, что, хотя он пе¬рестал быть для вас видимым, он ещё находится рядом, и продолжай¬те говорить с ним, как ес-ли бы по-прежнему ощущали его присут¬ствие. Спросите его, может ли он поддержать контакт с помощью стуков, договоритесь с ним о коде простых сигналов, которым обыч¬но пользуются на спиритических сеансах. Если всё это для него невозможно, ска-жите ему, что, когда вы заснёте ночью, вы будете в его распоряжении на его плане и тогда он без малейшего труда смо¬жет сказать вам, что желает. Время от времени уве-ряйте его в том, что всё идёт прекрасно и что он должен стараться прогнать беспо¬койство и страх. Одним словом, вы должны вести себя спокойно и утешающе для него и всё время быть начеку для оказания помощи.
Необходимая подготовка.
Чтобы действовать подобным образом, когда представится случай, вы должны по-нимать, что такое смерть, не забывая, что после неё человек остаётся таким же естест¬венным и вовсе не меняется. Если вы только представите себе, что это один из ваших собратьев, нуждающийся в помощи, страх станет для вас невозможным, потому что вы полюбите его, а “совершенная любовь изгоняет страх”. С другой стороны, чрезвычайно важно воспи¬тывать такое отношение у маленьких детей. Слишком часто многие не-дальновидные няньки пугают детей глупыми историями или угрозами, основанными на суевериях, и потом бывает почти невозможно полностью искоренить эти ложные и столь неосмотрительно воспитанные пред¬ставления. Но если с самого начала детям внушать, что смерти нет (в обычном понимании этого слова), если дать им понять, что их маленький товарищ или старый друг их не покинул, а только сбросил с себя верх-нюю тяжёлую одежду (единственное, что могут видеть наши глаза), чтобы перейти в более высокую жизнь, которую нельзя достичь иначе, как сняв эту сдавливающую обо-лочку; если бы они, кроме того, знали, что иногда, благодаря счастливому стечению обстоятельств, тот, кто отдалился от нас, может сделаться вновь видимым в физиче-ском мире и что заглянуть в ту, другую жизнь – это не только удача, но и возможность оказать услу¬гу, то тогда в детях можно искоренить не только глупые страхи и ложные представления, но и подготовить их к соответствующему поведению при встрече с умершими, если им когда-нибудь посчастли¬виться войти с ними в контакт.
Тогда перед нами может открыться поистине блестящее будущее, когда умершие и живые будут жить рядом друг с другом, всегда готовые помочь друг другу без всякого колебания и боязни недоразумений. Бессмертие человека перестанет быть догмой ту-манной теологии, а будет признано доказанной истиной. Есть ли у нас физическое тело или нет, это не имеет значения, если только у нас есть возможность развиваться и слу-жить другому. Такое отношение к жизни и смерти – не мечта отдалённого будущего, потому что люди, усвоившие теософическое учение, уже сейчас претворяют её в жизнь. Живите жизнью теософа, и вы увидите всё в таком же свете, в каком это видим мы. Изучайте это учение, и вы сами познаете то, что поз¬нали мы, желающие жить разумной жизнью