невидимой рукой, что я сказал себе: “ Может ли разум, направлявший движение этой рейки, изме-нить характер ударов и передать мне телеграфное послание по азбуке Морзе?” (Я имел полное основание полагать, что азбука Морзе была совершенно неизвестна присутст-вующим, да и сам я знал её довольно плохо). Едва я произнёс эти слова, как характер ударов изменился и сообщение продолжало передаваться так, как я хотел. Буквы дава¬лись слишком быстро, поэтому я мог улавливать только отдельные слова, я услышал достаточно, чтобы убедиться, что на другом кон¬це был хороший “морзист”, откуда бы он ни передавал своё посла¬ние.
Непосредственный голос.
В случае игры на флейте, о котором я говорил выше, очевидно, что исполнитель должен был материализовать не только концы пальцев, чтобы прижимать их к клапа-нам, но также и рот, чтобы дуть. Разумеется, нет ничего исключительного в том, что во время сеанса умерший в достаточной степени материализует голосовые органы, чтобы производить различные звуки, хотя представляется (это естественно предположить), что это осуществить труднее, чем материализацию руки. Очень часто материализация этих органов оказывается весьма несовершенной, и в результате получается толь¬ко хриплый свистящий шепот. Я думаю, что почти во всех случаях первые попытки умершего, пробующего материализовать свой голос, не идут дальше слабого шёпота. Напротив, “дух-руководитель” насто¬ящего медиума, регулярно практикующийся в ма-териализации органов речи и пользующийся ими сотни раз, обладает совершенно есте-ст¬венным и очень характерным голосом.
Все, кто за последние 30 лет не раз посещал сеансы хоро¬шо известных медиумов, должны быть знакомы с богатым и звучным голосом духа, выдающего себя за Джона Кинга, с его сердечной, дру¬жественной манерой приветствовать тех, кого он знает и кому дове¬ряет. Я помню, как однажды, когда я пригласил медиума к себе в деревню и мы проходили через хлебное поле, голос хорошо известно¬го духа совершенно естест-венно вмешался в наш разговор, как если бы с нами гулял кто-то третий.
Я отлично знаю, что, как правило, “голос духа” объясняют чревовещанием со сто-роны медиума, но когда в этом голосе узнают человека, которого знали при его жизни, такое объяснение представляется несколько необоснованным. Мне думается, что таким образом невозможно объяснить и следующий факт: во время одного сеанса у меня дома невидимые исполнители предложили нам послушать песню на четыре голоса, причём каждая партия слушалась отчетливо.
Две из них были пропеты женскими голосами, хотя медиум был муж¬чина (и в глу-боком трансе), а в зале присутствовали только муж¬чины (друзья, которые пользовались моим полным доверием).
Под эту рубрику частичных материализаций нам нужно также отнести то, что ино-гда называется “спиритическими фотогра¬фиями”, поскольку всё, что может быть сфо-тографировано, должно естественно состоять из физической материи, способной отра-жать часть световых лучей, которые могут действовать на чувствительную пластинку. Из этого отнюдь не следует, что объект должен быть образован из материи, видимой для наших глаз, потому что пластинка чувствительна ко многим ультрафиолетовым лу-чам, которые не производят никакого впечатления на наши глаза.
Я достаточно осведомлён в деле фотографии, чтобы понимать, как легко можно сде-лать поддельную “спиритическую фотог¬рафию”; но я также знаю, что многие из них были получены абсолют¬но честным образом. Я видел большое число таких, которые были сделаны в условиях, контролируемых У.Т.Стэдом в то время, ког¬да он изучал этот любопытный вид медиумических способностей. Мне посчастливилось видеть не-сколько фотографий, сделанных вице-президентом нашего Общества, и тех, которые были сняты для него.
Интересная фотография.
Хорошим примером такой фотографии частично материали¬зовавшихся умерших может служить случай, рассказанный мне одним старым офицером. Он потерял (как мы говорим) трёх дочерей, которые умерли одна за другой в довольно короткий срок. Од-нажды, находясь в большом городе за сотни миль от дома, он увидел вывес¬ку фотомас-терской, на которой было сказано, что здесь выполняются портреты умерших. Он не-медленно вошёл в ателье и попросил, чтобы ему сделали фотографию. Он не дал ника-ких указаний на то, кого ожидал увидеть на ней, и даже не сказал, что желал получить не свой портрет. Он утверждает, что фотограф совершенно его не знает. И однако, ко-гда он пришёл за результатом, то увидел, что на фотог¬рафии вокруг его лица парили три других, менее чёткие, но несом¬ненно знакомые. Офицер