характере. Он де-лал это, и обычно было интересно наблюдать за движением его лица, когда внутри па-кета, который он держал в руках, слышался шорох быстрого дви¬жения мела. Через не-сколько секунд три стука извещали о том, что послание написано; медиум убирал руку и торжественно просил скептика осмотреть печати, чтобы удостовериться, что они ос-тались нетронутыми.
Затем шнурки обрезались, пакет открывался и скептик обна¬руживал на внутренней поверхности своих новых досок, исписанных мелким почерком, ответ на его мыслен-ный вопрос. Как правило, ему нечего было сказать, и он отправлялся домой, чтобы по-размыслить. Но к концу недели он обычно приходил к выводу, что каким-то необъяс-нимым образом мы были жертвами надувательства или галлюцинации и что, “конечно, на самом деле мы не видели всего этого, а только думали, будто видели”. И всё же это был крепкий орешек, и впоследствии его частые ссылки на “этот ловкий, но глупый фокус” показывали, что он остался у него в памяти и произвёл на него больше впечат-ле¬ния, чем он хотел признать.
Ответы, переданные таким образом, нередко выдавали значитель¬ный интеллект и познание. Тем не менее мне казалось, что часто они в большей степени зависят от мне-ний того, кто задавал вопросы. Было ли это желание произвести приятное впечатление или же идеи в значительной степени являлись отражением идей задававшего воп¬рос, решить это не позволяют имеющиеся у нас данные. Я помню, например, что сам полу-чил совершенно определённое сообщение о жизни некоторых лиц, которыми я глубоко интересовался. Существо, вступившее в контакт, тотчас не утверждало, что эти люди непре¬менно существуют, однако заняло по отношению к ним такую же пози¬цию, что и я. И тем не менее, спустя только неделю, я узнал, что в послании, написанном в ответ другому человеку и которое якобы исходило от того же существа, наличие этих персо-нажей полностью отрицалось. Возможно, что мы имеем дело с совершенно различны-ми существами, одно из которых по той или иной причине выдавало себя за другое. По крайней мере значительным фактом является то, что высказанное мнение в точности совпадало с мне¬нием лица, задававшего вопрос. С другой стороны, я вынужден приз¬нать, что во многих случаях ответы были совершенно неожиданными и содержали све-дения, о которых никто из присутствующих не мог иметь какого-либо понятия.
Нетрудно понять, почему такое письмо на грифельной доске является одним из про-стейших способов получить послание и, по правде говоря, единственным видом пись-ма, которое возможно при дневном свете. Фактически это никогда не делается при све-те, какими бы удовлетворительными ни были для нас условия эксперимента. Между двумя досками или между одной доской и столом всегда темно, что делает материали-зацию возможной. Когда физическое тело медленно создается путём обычного нарас-тания, когда оно полностью проникается витальным принципом и оживляется энергией духа, оно становится относительно постоянным организмом и в некоторых усло¬виях может выдержать потрясение от внешних вибраций.
Мы должны помнить, что этот тип материализации – лишь простая имитация обыч-ной, простое и случайное соединение атомов, временно удерживаемых вместе вопреки обычным законам и правилам природы. Поэтому единство таким образом созданного тела сохранять трудно и вести себя рядом с ним нужно осторожно. Всякая сильная виб-рация снаружи легко это разрушит. Нужно также помнить, что материя, использован-ная для материализации, почти вся берётся из тела медиума, а следовательно, подвер-жена мощному притяжению к нему, почему материализованное тело и оказывается по-стоянно рядом с телом медиума. Очень сильные и быстрые вибрации обычного света рассеивают материализацию почти немедленно, если не имеют место исключительные обстоятельства.
И всё же она некоторое время может сохраняться при очень слабом свете газового рожка или же при фосфоресцирующем экране, который обычно состоит из куска дерева или картона, покрытого светящейся краской и выставляемого на солнце в течение дня, так что ночью он испускает слабое свечение. Между тем источники астрального плана способны давать слабый свет, эффект которого, как мне кажется, гораздо слабее; и в этом свете пишущая рука может иногда поддерживать своё существование довольно долго, как показывает нижеследующий отрывок описания сеанса, проведённого с Кейт Фокс мистером Л. 18 августа 1861г.
Час письма.
“Карточки стали центром кружка света, диаметром в фут. Я внимательно наблюдал за явлением и увидел руку, державшую мой карандаш над одной