я только что рассказал. Существует совсем иной способ левитации, который иногда применяется на Востоке. Это гораздо более оккультный и научных метод, и его успех зависит от знания и использования си-лы, которая уравновешивает силу притяжения. Я наб¬людал это; по правде говоря, все, кто практикует магию, знакомы с тем, как использовать эту силу. Но мне кажется со-вершенно невоз¬можным, что она использовалась в каком-либо из вышеупомянутых случаев.
В действительности гравитация – это сила магнетической природы, и она может быть обращена в силу отталкивания точно так же, как обычный магнетизм. Превраще-ние этого вида магнетизма из притягивающего в отталкивающий может быть сделано произвольно тем, кто познал его секрет, но часто также и непроизвольно у разных экс-татиков. Сообщают, например, что святая Тереза и святой Жезеф де Купертино часто входили в состояние левитации. Но я думаю, что левитацию на сеансах производят обычно материализованные руки умерших.
Теми же материализованными руками объясняются все малень¬кие детали сеанса; они постоянно заводят музыкальные ящики и дер¬жат их в воздухе над головами при-сутствующих. Они с большим искусством играют иногда на странной миниатюрной кифаре, которая называется обычно “лестницей фей”. Они разбрызгивают воду, а иног¬да духи; они приносят цветы, фрукты и даже кусочки сахара, кото¬рые, как мне дове-лось видеть, они ловко кладут в рот своим друзьям.
Они же, как правило, пишут на грифельной доске, хотя иногда письмо можно полу-чить ещё быстрее с помощью процесса преци¬питации, который мы будем сейчас рас-сматривать. Но вообще говоря, мел, закрытый между двумя грифельными досками, приводится в дви¬жение рукой, у которой материализуются только самые кончики пальцев.
Сеанс письма на грифельной доске.
Один медиум, хорошо известный в Лондоне двадцать лет назад, довёл письмо на грифельной доске до высокой степени совершенства. Это была наилучшая демонстра-ция, на которую можно было привести закоренелого скептика, хвастающегося, что в его присутствии ничего не получится. Встреча назначалась летом на одиннадцать часов утра. По пути скептику предлагалось зайти в книжный магазин и купить две обыкно-венные грифельные доски, какими поль¬зуются школьники, положить между ними ку-сочек мела (иногда два или три кусочка различных цветов), затем их заворачивают в бумагу и крепко перевязывают шнуром. Затем покупали палочку лучшего сургуча и предлагали скептику запечатать шнурок своей собствен¬ной печатью в стольких местах, в скольких ему захочется, и ни под каким предлогом не выпускать пакет из своих рук.
Тогда мы отправлялись к медиуму, и после того, как скеп¬тика просили сесть на свой пакет с досками, чтобы он был уверен в невозможности надувательства, сеанс начинал-ся. Медиум начинал операцию со своими собственными досками, которые всегда мож-но было осмотреть до начала сеанса, когда они лежали на столе. В отношении их скеп-тик обычно выдумывал сложные теории: что пос¬лание написали заранее и смыли его спиртом, так чтобы они вскоре проявились, или же что доски мгновенно убирали и за-меняли другими, как в фокусах. Вообще ему позволяли говорить всё, что он захочет, зная, что в конце концов ему придётся отказаться от своих слов.
Медиум прижимал рукой одну доску к внутренней поверхности стола; это был про-стой маленький стол без выдвижного ящика, явно без всяких устройств, и даже ковра под ним не было. В этих условиях ответы на простые вопросы писались на грифельной доске, а фразы тщательно записывались под диктовку. Здесь скептик обыч¬но вмеши-вался, требуя, чтобы фраза была написана на санскрите, китайском или на одном из языков американских индейцев, и его триумф был велик, если “дух”, ведущий сеанс, признавался, что не знает этих языков. Иногда “дух” отправлялся искать кого-нибудь, кто их знал, что несколько смущало скептика, однако он продол¬жал держаться за идею, что всё это было каким-то надувательством. Но скоро, где-нибудь в середине сеанса, кто-то вкрадчиво спрашивал у “духов”, не могли бы они написать на наших досках, и, хотя мне раз или два отвечали, что они опасаются, хватит ли у них для этого сил, в трёх случаях из четырёх ответ был утвер¬дительный. Тогда все поворачивались к скептику, прося его пока¬зать его пакет и осмотреть печати, чтобы совершенно увериться, что их не трогали. Его вежливо просили держать запечатанный пакет над столом. Медиум брался за уголок пакета или просто клал на не¬го руку. Затем скептика просили мыслен-но сформулировать вопрос, но так, чтобы никто не догадывался о его