является её объектом. Поэтому вполне вероятно, что он приходит посмотреть на происходящее. И следовательно, весьма возможно, что он присутствует, хотя портрет вовсе не является доказательством этого факта.
Персонификация.
Я использую этот термин в том техническом смысле, который хорошо понятен ли-цам, изучавшим эти явления. Я не забываю, что он применяется также в отношении ме-диума-обманщика, который выдаёт себя на глазах присутствующих за воплощённого духа. Однако здесь я рассматриваю совсем другие случаи. Все, кто присутствовал во время речи в состоянии транса, замечали, как меняется выражение лица медиума и как у него появляются все мельчайшие особенности манер, свойственных человеку, гово-рящему через него.
Есть случаи, когда перемена и адаптация идут ещё дальше и возникает очень чёткое преображение черт медиума. Иногда это преображение только видимое, а не реальное; в этом случае интен¬сивное усилие вдохновляющей личности выразить себя через ме-диума имеет гипнотическое действие на друга, у которого появляется иллю¬зия, что он действительно видит перед собой черты умершего. Такое явление, разумеется, носит субъективный характер, и фотогра¬фия медиума, снятая в этот момент, отразит его обычное лицо.
Однако иногда перемена реальна, о чём можно судить по фо¬тографии. Это явление может быть вызвано двумя спо¬собами. Я наблюдал по крайней мере видимое измене-ние черт медиума, и происходящее, наверное, нельзя лучше описать, нежели как час-тичную материализацию маски; иначе говоря, те части лица медиума, которые доволь-но хорошо соответствовали чертам желающего воплотиться, оставались прежними, в то время как другие, совершенно неподходящие, покры¬лись тонкой маской материализо-ванной материи, которая превратила их почти в совершенную имитацию оригинала, хотя и в несколько увеличенном виде. Однако я наблюдал и другие случаи, когда во-пло¬щённое лицо было гораздо меньше лица медиума и точная имитация, полученная в результате, была несомненно связана с изменением черт медиума; очевидно, это пока-жется совершенно невозможным тому, кто не изучал этого вопроса, поскольку боль-шинство среди нас вообще не признаёт исключительную способность физического тела к изменению и не имеет никакого представления о том, с какой лег¬костью при некото-рых условиях оно может измениться.
Пластичность физического тела.
Её иллюстрируют многие примеры, хотя обстоятельства, при¬водящие в действие си-лы, способные дать такой результат, к счастью, редко имеют место. В “Изиде без по-крывала”, том I, мадам Блаватская приводит ряд жутких примеров того, как мысль или чувство матери может изменить физическое тело её ещё не родившегося ребёнка. Кор-нелиус Лэмм рассказывает о ребёнке, который родился с кровото¬чащей раной на лбу, потому что отец ребёнка угрожал матери, направив обна¬жённую шпагу на её лоб. В книге Ван Хельмонта сообщается, что жена одного портного из Мехлина, увидев, как у сол¬дата во время ссоры отрубили руку, была так потрясена, что её ребёнок родился с одной рукой, а из обрубка другой текла кровь. Жена торговца из Анвера, увидев, как солдат потерял руку, родила дочь с отрубленной и кровоточащей рукой. Другая жен-щина присутствовала при казни тринадцати человек по приказу герцога Альбы. Её ре-бёнок, нормальный во всех других отношениях, родился с отрублен¬ной головой и кро-воточащей шеей.
Вопрос о появлении следов на человеческом теле, о чём имеются совершенно досто-верные свидетельства, являются лишь дру¬гим примером влияния духа на физическую материю. Известно, что дух различных святых или женщин, подобных Катерине Эмме-рих, дейст¬вует на их собственное тело точно так же, как дух матери действует на тело её будущего ребёнка. В книге “Ночная сторона природы” мы находим другой, весьма страшный пример, когда сильное пере¬живание действовало на физическое тело.
В письме из Москвы, адресованном д-ру Кернеру по поводу его лекции об истории одной монахини из Дульмена, рассказывается ещё более необычный случай. Во время французского нашествия один казак загнал французского солдата в тупик, после чего последовала ожесточённая борьба, во время которой француз получил жестокие раны. Женщина, спрятавшаяся в этом углу, не могла оттуда убежать и стала невольной сви-детельницей кровавой сцены. Когда она, насмерть испуганная, возвратилась домой, на её теле открылись такие же раны, какие казак нанёс своему врагу.
Мы вернемся к этому, когда будем говорить о материализации. Что касается вопло-щения, то я сам был свидетелем того, что черты лица медиума могут полностью