как и другие добродетели, в своём чрезмерном виде она становится пороком, вырожда-ясь в слепоту и предрассудки.
И когда мы читаем то, что пишут его члены, нас неизменно поражает и огорчает ма-нера, с какой факты старательно объясняются, притяги¬ваются за волосы и подчёркива-ются, в то время как очевидные, напрашивающиеся само собой выводы игнорируются. Я хочу процитировать один-два примера, взятые из “Опытов психических исследова-ний” Гудридж Фрир.
Потерянное кольцо.
Одному человеку приснилось, что он видит один из своих особенно дорогих перст-ней на клубничной грядке, в определённом месте. Утром он ищет его в ларце, где обычно перстень находился, и, к своему ужасу, обнаруживает, что тот исчез. Он спус-кается в сад и находит его на грядке. Это очень простой случай ясновидения во сне, скажете вы. Но нет! Нас убеждают, что этот человек, сорвав мимоходом понравившую-ся ему ягоду, подсознательно заметил перс¬тень, не отдавая себе в этом отчёта, и эта информация подсознания была передана сознанию во время сна.
Разница в обоях.
Другой пример. Мы с другом искали квартиру и осматривали комнату на верхнем этаже уже примерно двадцатого за этот день дома. В этой комнате стоял платяной шкаф, очень высокий, закрытые дверцы которого достигали потолка. Вдруг мне пока-залось, что они откры¬лись и я увидел, что было внутри.
– Если Вы откроете эти дверцы, – сказал я своему другу, – Вы увидите, что внутри шкаф оклеен ярко-голубыми обоями в маленькие ромбики; эти обои совсем не такие, как в комнате.
Он сделал это, и мои слова подтвердились. По-моему, было бы совершенно абсурд-ным объяснять такой незначитель¬ный факт ясновидением и не искать другого объясне-ния. Несколько месяцев до этого я осматривал дома в том жe квартале, причём по ре-комендации того же квартирного агента. И хотя дом мне показался совершенно незна-комым, я думаю, что скорее всего я всё-таки был в нём один раз и тогда-то бессозна-тельно отметил разницу в обоях.
Легковерие скептика.
Почему же, почему эти научные скептики столь чрезвы¬чайно легковерны? Несо-мненно, что совсем простая и понятная тео¬рия астрального зрения гораздо более при-емлема, чем предположение о поразительной забывчивости, невозможной для здравого ума; причём нам предлагается принять его безоговорочно. Вместо того, чтобы изобре-тать хитроумные, но невероятные объяснения, гораздо проще принять теорию, рас-сматривающую эти аномальные способности как частичные и преждевременные про-явления великой силы, которую человечество получает от рождения и которая скоро будет свой¬ственна всем.
Другая из их потрясающих теорий – та, которая пытается объяснить всё происходя-щее на небе и на земле действием подсознательного “Я”. Д-р Альфред Рассел Уоллейс в своей работе “Чудеса и современный спиритизм” излагает её особенно смело. Он де-лает следующее замечание: “Вторичная, или подсознательная, личность со своими ве-ликими резервами знания (приобретённого неизвестно каким образом), своим отчётли-во выраженным характе¬ром, низкой моралью и постоянной ложью является таким же теоре¬тическим понятием, как дух умершего или всякий другой дух. Классифицировать эту гипотезу как научную, а вмешательство духов как антинаучную – логическая ошибка”.
Внезапная болезнь.
Одна история, которую он рассказывает далее в той же книге, просто восхитительна, не столько по самому сюжету, в осно¬ве которого лежит самое обычное явление, сколь-ко потому, что иллюстрирует излюбленную позицию члена Общества психических ис-следований. Рассказав нам о том, что несколько людей слышали в доме ужасное рыча-ние и крики, он говорит, что трёх собак, спавших в разных комнатах дома, нашли съё-жившимися и дрожащими от страха, их шерсть встала дыбом. Одна из них, свирепый бульдог, спряталась под кровать и дрожала всем телом. Однако член Общест¬ва психи-ческих исследований объясняет всё это очень просто. С происходящим шумом он на-скоро разделывается следующим образом: “Если эти звуки нельзя было объяснить ес-тественными причинами, то они были результатом коллективной галлюцинации”. Что касается собак, то он предполагает, что вследствие поистине замечательного совпаде¬ния они могли все заболеть одновременно!
И всё же, несмотря на такие абсурдные предположения, несмотря на достойную удивления терминологию (где встречаются такие слова как панестезия, гипнопомпия, гиперпроиетия, метецетия, которые один из членов Общества причислял к наиболее пора¬зительным явлениям при психических исследованиях), несмотря на ложное и крайне несправедливое обвинение, брошенное великой