маловероятным, что человек такого рода так долго остаётся на астральном плане, даже если он умер молодым. Столь долгое пребывание там потребовало бы феноменальной силы воли, которой по-могало бы стечение весьма неправдоподобных обстоятельств. Для чело¬века с сильной волей, но исключительно грубого и опустившегося, такой подвиг был бы возможен, но не для того, кто обладает нежной душой, чистотой и самоотверженностью, какими об-ладал Станислав Костка, согласно имеющимся о нём сведениям.
В этом святом можно также видеть простую мыслеформу – добавление самого Фи-липпа к видению, намеренное или ненамеренное. Несомненные примеры таких аксес-суаров (бутафории), обладающих очень большим разно¬образием, будут приведены ни-же.
Филипп производит впечатление очень набожного юноши, и несом¬ненно, что в сво-их экстатических медитациях он создал очень сильную и живую мыслеформу своего святого покровителя. В момент своей смерти и после неё он, естественно, мог полагать, что его сопровождает и защищает этот святой; и этого убеждения было достаточно, чтобы мыслеобраз (уже наполовину материализованный силой постоянного мысленно-го созерцания) стал видимым для его отца и сестры.
Выражая это мнение, я не хочу выразить непочтение к этому факту и разрушить ве-ру в ангелов–хранителей; я просто пытаюсь придти к подлинно научному объяснению этого замечательного явления, а для этого я должен учитывать все возможные гипоте-зы, вероятность которых подтверждалась моими исследованиями. Поэтому я должен допустить и то, что святой покровитель Филиппа мог быть лишь плодом его живого воображения, хотя я не уверен, что это было так.
Предположим на минуту, что это действительно был плод воображения. Очевидно, что, появившись перед отцом и сестрой таким образом, Филипп имел целью подгото-вить их к известию о своей смерти, утешить их и ободрить; поэтому могло быть так, что он просил в своей молитве святого Покровителя появиться рядом с ним, показав тем самым своему отцу, что он находится в хороших руках и среди счастливых. В этом случае несомненно то, что могучее желание, облечённое в молитву, имело достаточную силу, чтобы она была услышана. Поэтому, если Филипп создал мыслеформу своего по-кровителя бессознательно, он мог появи¬ться вместе с нею; и если он это сделал, то в этом не было чего-нибудь чудесного или исключительного, потому что я сам встречал-ся с аналогичными случаями.
Хотя предположенная мною гипотеза достаточно полно объясняет произошедшее, мне представляется, что есть ещё и другая, гораздо более правдоподобная: сильная мыслеформа Филиппа (порождённая, как было указано выше) могла быть использована его другом, который инте¬ресовался им и хотел придти ему на помощь, так как известны многочисленные случаи, когда группа живых, хотя и невидимых, помощников находит, что наилучшим (подчас даже единственным) средством помочь определён¬ному классу людей служат идеи, порождённые ими самими. Именно помощни¬ки облекаются в эти мыслеформы, чтобы оказать помощь. Только благодаря этому люди принимают её, а не отталкивают с недоверием. Следовательно, если какой-нибудь умерший иезуит, при-влечённый набожностью этого моло¬дого человека, хотел его наставить и ободрить, са-мый простой и самый эффективный способ был бы действовать посредством мысле-формы его покро¬вителя, которую породил сам Филипп.
Если случай объясняется именно так, то вполне вероятно, что астральный помощник помог Филиппу сделаться видимым для своего отца и сестры; возможно, даже сам под-сказал это Филиппу, чтобы рассеять его тревогу о том, как отец воспримет известие о его смерти. Таким образом, святой Станислав мог быть либо реальностью, либо мыс-леформой; однако я подозреваю, что это был друг семьи Филиппа или Ордена, умер-ший недав¬но и принявший тот облик, который он считал наиболее полезным, и тем са-мым он создал для нас прекрасную и удивительную историю о привидении, снабжён-ную неоспоримыми доказательствами её подлинности.
Последующий рассказ, хотя и менее драматичный, является хорошим примером обычного появления призрака в момент смерти и обладает тем преимуществом, что шведский священник, с которым это случилось, расска¬зал свою историю непосредст-венно тому лицу, от которого мы её слышали. Я взял её из “Теософического Обозре-ния”.
Призрак, которого видели 16 человек.
В течение нескольких лет своей юности я посещал школу в приходе Тингстаде, и т.к. мой дом был довольно далеко, я вместе со своим това¬рищем жил у одной дамы по имени Фру Смит. У неё был довольно большой дом, и она зарабатывала на