многих людей, непосредствен-но связан с этим заблуждением (согласно которому о загроб¬ной жизни узнать ничего нельзя) и в большей степени является его следствием. Об этом не принято говорить, однако каждый, кто по своему положению (священник, например) выслушивает ин-тимные признания многих людей, отдаёт себе отчёт в том, что некоторых без конца преследует этот страх, что для них он представляет ужасную реальность, призрак, со-провождающий их на всех пиршествах и редко оставляющий их в покое хотя бы на час.
Естественно, что человек, который сам страшится смерти, боится и смерти своих друзей, и, когда они его покидают, он чувствует не только боль разлуки, но и перепол-няется болезненным беспокойством относительно их судьбы. Знание подлинных фак-тов о смерти немедленно изгоняет страх и беспокойство; человек, разобравшийся в этих вопросах, признает, что смерть – это не более чем жизненный эпизод, и отдаёт се-бе отчёт в том, что загробной жизни не следует бояться больше, чем физи¬ческой. Страх рождается не столько в ожидании чего-то ужасного, сколько вследствие неуверенности и ужаса перед бесформенной бездной. Когда эти чувства вытесняются точными сведе-ниями об астральном мире, человек приобретает уверенность и готовность спокойно встретить всё, что бы с ним ни случилось. Знание о том, что высшие миры управ¬ляются теми же законами, что и этот, нам известный, приближает их к нам, и мы начинаем чувствовать себя более непринуждённо. Иными словами, мы приобретаем уверенность в том, что во всех мирах мы оди¬наково находимся в руках одной и той же божествен-ной силы и что поэтому в любом из них все мы, включая тех, кого любим, находимся в безопасности.
ГЛАВА 2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ
Странно, конечно, что представление о смерти как о “стране, из которой не возвра-щается ни один путешественник”, так распространено среди нас и так прочно укорени-лось в наших умах. Стоит лишь вспомнить, что во всех странах мира и во все времена, о которых мы хоть что-то знаем, путешественники постоянно возвращались из того мира, и нам становится весьма трудно объяснить популярность этого из ряда вон выхо-дящего заблуждения.
Верно то, что эти поразительно ложные представления в большей степени являются продуктом особой формы цивилизации, которой мы так привыкли гордиться. Посколь-ку население Европы было образовано из всех последних подрас, которые сегодня гос-подствуют с помощью военной силы, с помощью процветающей торговли и техниче-ских изобретений, естественно рассматривать себя как великую цивили¬зацию, а свои учения – как единственно заслуживающие внимания. Тем не менее факт остаётся фак-том: Европа является только маленьким уголком земли, а мы – очень молодой расой, обладающей, без сомнения, энергией молодости, но также и значительной самоуверен-ностью и необдуманными представлениями. Довольно часто мы пытаем¬ся скрыть свое невежество в некоторых областях, с уверенностью заявляя, что о них никогда ничего не было известно или что о них ничего нельзя знать наверняка. Одним из худших приме-ров такого отно¬шения является проблема жизни после смерти.
Если бы вульгарная теология, к сожалению, не потеряла из виду основное учение об реинкарнации, её взгляды на проблему смерти, естественно, отличались бы от нынеш-них. Если в сознание человека проникает мысль, что он уже много раз умирал, он при-ходит к тому, что рассматривает эту операцию более философски, чем если бы она представлялась ему каким-то абсолютно новым переживанием со всеми его туманными и ужасающими возможностями. В этом смысле правильно будет сказать, что все путе-шественники, ушедшие в мир иной, переступают границы этого мира, хотя более со-вершенные из них появляются в нём вновь как правило только спустя 1500 лет. Однако в отдельных случаях и спустя гораздо более короткое время эти путешественники по-стоянно возвращаются по разным причинам, тогда их называют призраками.
Призраки.
Не так давно считалось хорошим тоном высмеивать всякого, кому пришлось лицом к лицу столкнуться с обитателем невидимого мира. Хотя эти встречи были, по всей ве-роятности, столь же обычными, что и теперь, те лица, с кем это случалось, естественно, предпочитали молчать, если были заинтересованы сохранить репутацию здравого чело¬века в том материалистическом мире. Однако за последние несколько лет в обществен-ном мнении относительно данной проблемы имела место спасительная перемена. Вы-смеивать психические явления сейчас считается признаком не здравого интеллекта, а невежества и самодовольства. Сейчас, когда существует