очень маленькая часть эмбриона – она так мала, что её можно рассматривать почти как имеющую только два измерения. Но сопоставляя данные всех этих сечений, он получает – пос¬редством этих образов в двух измерениях – форму эмбриона, имеющего три измерения. Таким же об-разом, если мы хотим передать существу из двумерного пространства идею предмета с тремя измерениями, мы должны это сделать посредством серии двумерных сечений; затем ему придётся соединить в своём воображении все эти части таким образом, что-бы получить что-то, выходящее за рамки его нормального понимания. Вот что нужно сделать нам, если мы хотим представить себе фигуры с четырьмя измерениями. Мы думаем о серии сечений и пытаемся их соединить в своём воображении; и части эти всегда будут для нас фигурами с тремя измерениями, такими как куб.
Нам кажется, что мы окружены предметами с тремя измерениями. Но если четырёх-мерное пространство существует, то тогда некоторые из них или все могут иметь четы-ре измерения, в то время как мы видим только ту их часть, которая в нашей ограничен-ности нам доступна. Напри¬мер, все нам подобные существа могут иметь четыре изме-рения. В каждом из них поэтому может быть что-то, чего мы не можем даже видеть (и мы знаем из других источников, что это так). Очень заурядный человек на нашем пла-не, возможно, показался бы гораздо более развитым тому, кто способен видеть в других измерениях, а следовательно, видеть ту часть человека, которая называется душой.
В своих книгах Хинтон приводит очень хорошие примеры воз¬можностей, которые представляет мир с четырьмя измерениями. Я поста¬раюсь воспроизвести один из них, хотя для того, чтобы понять его до конца, необходима значительная и упорная концен-трация мысли.
Прекрасная аналогия.
Нам нужно ещё раз возвратиться к нашему микробу с двумя измере¬ниями; но пред-положим на этот раз, что вместо того, чтобы жить на поверхности бумажного листа, он живёт на маленьком листочке воска. Представим теперь, что через этот листок мы про-тягиваем нить, держа её перпендикулярно: одна рука над поверхностью листка, а дру-гая под ним. Если, держа нить натянутой и перпендикулярной, мы заставим её подни-маться или спускаться через воск, микроб не сможет понять её движение. Он не сможет увидеть ничего, кроме дырки в поверхности, на которой он обитает и той части нити, которая заполняет эту дырку в данный момент. Если бы нить была не одинакова по толщине или её не¬которые части были бы окрашены по-разному, микроб мог бы созна-вать изменение размера или цвета видимой части. Получить представление о всей нити для него было бы совершенно невозможно. Если бы через лист мы продели конус вер-шиной вперёд, то ему показалось бы, что он видит маленький круг, появившийся вне-запно и совершенно непонятным образом. Этот круг будет без конца расти и затем ис-чезнет так же вне¬запно и таинственно, как и появился. Микроб не мог бы понять, что этапы его развития, которые непременно показались бы ему последова¬тельными во времени, на самом деле есть только различные части цело¬го, одновременно сущест-вующие в пространстве, которое превосходит его собственное.
Но представьте теперь, что мы держим нить не перпендикулярно, а с наклоном в 45°, всё время натягивая её руками. Если теперь мы снова приведём нить в вертикаль-ное положение, в поверхности воска будет уже не дыра, а щель. Если мы сообщим вос-ку способность вновь соединяться после того, как он был разрезан нитью, то наше движение будет делать в листе перемещающуюся дыру. Её движение будет быстрым, если угол наклона нити к поверхности большой; и движение будет стано¬виться всё медленнее по мере того, как наклон нити будет приближать¬ся к вертикали. Но для на-шего микроба это будет всё время движущая¬ся дыра или, скорее, движение частиц, ко-торые заполняют дыру; и, естественно, единственное предположение, которое он смо-жет сделать, будет заключаться в том, что боковое движение, пронизывающее его мир, действительно является единственным движением, которым наделён его мир. Таким обра¬зом, мы видим, до какой степени он попадает под власть иллюзии, поскольку в этом случае единственным настоящим движением будет дви¬жение всей нити целиком, перемещающейся сверху вниз и снизу вверх.
Предположим теперь, что вместо одной нити, которую держат двумя руками, у нас имеются сотни таких нитей, прикреплённых к рамке под всевозможными углами не как параллельные линии, а пересечённых друг с другом и образующих при этом самые раз-ные углы. Кроме того представим, что вся рамка с натянутыми нитями медленно