абсурдная и бесполезная вечность страданий исключительно с целью удовлетворить злобу и жестокость безответственно-го деспота, в которого ортодоксальная теология заставляет нас верить. Это только не-обходимый процесс, единственно эффективный, а следовательно, и самый милосерд-ный, имею¬щий целью уничтожить пагубное желание. Страдание ужасно, однако посте-пенно желание истощает свои силы и тогда человек переходит к высшей жизни. Когда желание исчезает, человек получает окон¬чательную свободу и ничто не заставляет его заново становиться его рабом в следующей инкарнации, по крайней мере, если он этого не хочет.
Само желание умирает, но оно всегда оставляет за собой ту же самую слабость ха-рактера, которая делает возможным подчинение этому желанию. В следующей жизни человек родится с астральным телом, заключающем в себе необходимую материю для выражения того же желания, материю, которая с этой точки зрения позволила бы ему воспроизвести прошлую жизнь. Он получает эту материю, потому что в своей послед-ней инкарнации он её искал; и вот она в его распоряжении. Однако, несмотря на это, в этот раз он вовсе не обязан пользоваться ею так, как раньше. Если вследствие преды-дущих поступков ему удается воплотиться в ребёнка чутких и способных родителей и в результате их воспитания он привыкает относиться к таким желаниям как к дурным, владеть ими и сдерживать их, то материя, которая могла бы обеспечить их проявление, останется инертной и постепенно атрофируется за нена¬добностью, как многие наши мускулы.
Материя астрального тела изнашивается, хотя и медленно, но постоянно заменяется, как и материя физического тела. И когда та, которая атро¬фировалась, исчезает, её заме-няет более тонкая материя, неспособная отвечать на грубые и жесткие вибрации низ-менного чувственного желания. Фактически он перешагнул ту ступень развития, на ко-торой она была возможной. Таким образом, он никогда больше, в долгом ряде будущих жизней, не совершит эту ошибку, поскольку теперь в его “Эго” есть противодействую-щая добро¬детель абсолютной власти над собой в том, что касается этого порока. Борясь против этого желания, он сумел его победить, отныне в борьбе нет необходимости, ибо теперь он видит порок в его истинном, абсолютно непривлекательном свете. Так стра-дание на астраль¬ном плане, казавшееся когда-то ужасным и на самом деле бывшее та-ковым, оказалось на самом деле скрытым благом, поскольку с его помощью он одержал эту великую моральную победу и сделал решительный шаг по тропе эволюции. На-сколько мы можем видеть, ни один другой способ, кроме страдания, не помог бы ему добиться этого великого результата.
Итак, становится очевидно, что в учении о чистилище есть глубокая правда, и когда злоупотребление так называемыми индульген¬циями было изжито в результате внезап-ного прорыва гнойника в недрах церкви, одновременно была отброшена великая, ис-тинная и полезная идея.
Молитвы об умерших.
Утрата обычая молиться об умерших представляет собой один из самых серьёзных пороков нашей эпохи. Те народы, которые слепо отвергли такой способ помощи своим близким, с тех пор продолжают расплачивать¬ся за своё безрассудство в лице тех, кто ушел в мир иной. Им прихо¬дится прокладывать свой путь в астральном мире без под-держки своих близких, поскольку последние убеждены, что желание помочь – дурно. Действительно, против глупости и сами боги борются напрасно!
Что же такое молитва об умерших, как не выражение искреннего пожелания, привя-занности к тем, кто умер раньше нас? Мы, изучающие теософию, знаем, что в физиче-ской жизни эти пожелания и мысли являются абсолютно реальными и объективными сущностями – аккумуляторами духовной силы, которые разряжаются только тогда, ко-гда достигают человека, к которому были направлены. Разве их действие меняется, ко-гда человек, о котором мы думаем, уже не имеет физического тела? Молитва или поже-лание, полное силы и любви, и направленное к опре¬деленному человеку после его смерти, достигает его и помогает ему, и поскольку великий закон причинности всегда остается составным элемен¬том вселенной, иначе быть не может. Даже обычная молит-ва, произнесен¬ная искренне, добрые пожелания всем умершим, хотя и являются чем-то менее определённым, а следовательно, и менее эффективным, тем не менее производят в целом определенное действие. Европейские нации почти не подозревают, в какой степени они обязаны тем великим религиоз¬ным орденам, которые день и ночь возносят молитвы по единоверцам, покинувшим землю.
Нас могут спросить, что нужно желать умершим, поскольку