и обнаружит, что это не производит на них никакого впечатления. Некоторое время он будет убеждать себя, что видит сон и должен наконец проснуться, потому что в другие моменты (когда они, как мы говорили, спят), его друзья вполне сознают его присутствие и говорят с ним, как прежде. Но посте¬пенно он будет постигать тот факт, что в конце концов он умер; и обычно это его успокаивает. Почему? Потому что его образование было порочно. Он не понимает, где он находится, что произошло, по-скольку его состояние не соответствует ортодоксальным представ¬лениям. Как один английский генерал говорил по этому поводу: “Но если я мёртв, то где же я? Если это рай, он меня не приводит в восторг, а если это ад, то он лучше, чем я ожидал!”.
Всё это послужило причиной совершенно напрасных беспокойств и глубоких стра-даний; и вина лежит на тех, кто продолжает наставлять людей с помощью дурацких ис-торий о несуществующих оборотнях, вместо того, чтобы прислушаться к голосу разу-ма. Кощунственное и необосно¬ванное учение об адовом огне сделало больше зла, чем думают те, кто его защищает, ибо оно посеяло зло как по одну, так и по другую сторо¬ну могилы. Однако рано или поздно пострадавший от такого образования встретит в за-гробном мире другого умершего, который получил более мудрое воспитание, и он уз-нает от него, что ему вовсе не стоит бояться и что перед ним разумная жизнь в новом мире, ничуть не менее реальная, чем в оставленном.
Постепенно ему откроется много нового, а также такое, что является копией уже из-вестного; потому что в астральном мире мысли и желания принимают видимые формы, хотя они образованы из самой тонкой материи этого плана. Со временем эти формы приобретают для человека всё большее значение, поскольку, как нам следует помнить, он постепенно и неизменно погружается в себя.
Фактически полный цикл инкарнации “Эго” делится на два периода: первый – это погружение в материю, а второй – выход из неё в результате своих усилий.
Как мы уже говорили, ещё в своей физической жизни человек должен постепенно развивать свою духовную сущность, всё меньше и меньше придавая значение чисто физическим вещам; и этот процесс идёт до тех пор, пока он полностью не покинет плотное тело. Тогда начинае¬тся его жизнь на астральном плане, однако процесс осво-бождения от материи продолжается в течение всей этой жизни. Со временем он уде¬ляет всё меньше и меньше внимания низшему типу материи, которая обра¬зует копии физи-ческих предметов, всё больше занимаясь высшей материей мыслеформ, по мере того как эти мыслеформы вообще появляются на астральном плане. Его жизнь переносится таким образом всё больше в мир мысли, и копия покинутого мира исчезает из его поля зрения не потому, что он изменил своё положение в пространстве, а потому, что пере-местился центр его интересов. Его желания остаются с ним, и окру¬жающие его мысле-формы будут в большей степени выражать эти желания; так что счастье или неприят-ность его жизни будут в особенности зависеть от природы этих желаний.
Изучение астральной жизни ясно доказывает правильность многих этических прин-ципов. Большинство людей признаёт, что дурные привычки, причиняющие зло другим, несомненно греховны; но иногда они задаются вопросом – надо ли считать грехом чув-ства ревности, ненависти, честолюбия, если они не проявляются внешне в поступках или словах. Взгляд, брошенный в этот новый мир, ясно показывает, как вредны они для того, кто их испытывает, и какие жестокие страдания они ему причи¬няют после смерти. Вы поймёте это лучше, когда познакомитесь с неко¬торыми типичными случаями из ас-тральной жизни и усвоите их основные особенности.
ГЛАВА 6. НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ
АСТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Поговорим сначала о человеке заурядном, ничем не примеча¬тельном; он ни особен-но хорош, ни особенно дурен. Этот человек никоим образом не изменится, и после смерти это отсутствие отличительных особенностей останется его основной характери-стикой (насколько это можно назвать характеристикой). У него не будет ни особых ра-достей, ни особых страданий, и вполне вероятно, что он найдет астральную жизнь та-кой же бесцветной, поскольку на земле он не нашёл себе никакого разумного увлече-ния. Если его мысли ограничивались болтовней или тем, что называется спортом, если его мысли никогда не шли дальше личных убеждений или одежды, время, когда это всё станет ему недос¬тупно, несомненно покажется ему весьма долгим.
Может быть, я помогу читателю понять меня, процитировав описание реакции лич-ности из этой категории. Я взял его из маленькой, малоизвестной