и глубине заблуждений. Не-возможно представить себе, сколько совершенно напрас¬ной боли, ужаса и несчастий пришлось испытать всему человечеству в результате единственного факта своего неве-жества – предрассудков относительно этой в высшей степени важной проблемы. Мы верим в массу глупостей и ошибочных представлений, и эта вера была причиной чудо-вищного зла в прошлом и влечет за собой неописуемые страдания в настоя¬щем. Вы-рвать её с корнем – значило бы оказать человеческому роду одно из величайших благо-деяний.
Именно эту услугу теософическое учение сейчас оказывает тем, кто способен её принять. Оно сразу освобождает смерть от всех её ужасов и значительно облегчает страдания, которыми она сопровождается; оно даёт нам возможность непосредственно охватить ее истинные пропорции и понять, какую роль она играет во всей эволюции.
Возьмём по очереди самые характерные из этих ошибочных концепций и постара-емся доказать их несостоятельность. Некоторые их них можно назвать ошибками рели-гиозного порядка и обнаружить непос¬редственный источник их господства в искаже-нии изначального христиан¬ского учения, в том искажении, которое проникло в наши церкви и в значительной степени погубило их жизненность и полезность. Тем не менее мы их ненадолго оставим, чтобы рассмотреть сначала некоторые из народных заблуж-дений, наиболее распространенных в этой важной области.
Некоторые люди склонны думать, что в конце концов заблужде¬ние в вопросе о смерти не так уж страшно. “Когда мы умрем, – рассуж¬дают они, – тогда увидим сами всё как есть, и наши представления соответственно изменятся, если мы ошибались”. Такая точка зрения грешит двумя недостатками: она игнорирует как ужасный страх смерти, бросающий свою тень на жизнь стольких людей, жертв собственного неве¬жества, так и печаль, беспокойства, которые испытывают оставшиеся в живых по пово-ду судьбы друзей, покинувших их. Она не принимает во внимание и тот факт, что по-сле смерти человек очень часто не сразу осознает свои заблуждения, чтобы исправить их в свете истины, и что его неспособность это сделать часто бывает источником мно-гих затруднений.
Является ли смерть концом?
Первым и наиболее фатальным из всех ошибочных представлений о смерти является уверенность в том, что смерть – это конец всего и ничто в человеке не переживает её. Многие полагают, что эта грубая форма материализма почти совсем исчезла и что че-ловеческая раса, эволюционируя, излечивается от неё. Было бы весьма желательно, чтобы такое мнение соответ¬ствовало реальности, однако я боюсь, что человек, внима-тельно прислу¬шивающийся к современной мысли, вовсе не может с этим согласиться. К счастью, верно то, что этот сорняк материализма уже не заглушает духовную жизнь, как раньше. Но в мире ещё существует много абсолютного невежества, и самый пе-чальный его вид – тот, который, ухватившись за несколько модных научных идей, вы-ступает с агрессивным тщеславием, уверенный, что обладает мудростью веков. Среди несчастных, которые попали в такое рабство, сегодня ещё много материалистов самого грубого толка.
Мы, безусловно, можем надеяться, что такие мнения изживают себя. Однако я опа-саюсь, что почти невозможно пред¬сказать заранее, какую скрытую форму эта вопию-щая болезнь может принять. Тысячи мужчин и женщин формально проповедуют ту или иную религию, с негодованием отвергая мысли, что по сути дела они мате¬риалистичны; и тем не менее они живут именно так, как если бы этот мир был единст-венный, о котором стоит задумываться. Иногда, конечно, им случается употреблять слова и выражения, подразумевающие сущест¬вование другого мира, однако создается впечатление, что последние никогда не входят в те соображения, на которых они осно-вывают своё поведение. Этот фактический материализм, даже если с виду он не так бестолков и стеснителен для современников тех, кто его проповедует, даёт, тем не ме-нее, почти такие же результаты в том, что касается судьбы человека, когда он перешаг-нул порог смерти.
Другое заблуждение, вероятно, ещё более распространенное, – это полагать, что смерть есть прыжок в безграничную неизвестность, что невозможно узнать наверняка, в какие состояния входит человек, покинувший наш физический план. Очевидно, что некоторые религиозные секты претендуют на абсолютно точные сведения относитель-но этих состояний; однако мы полагаем, что всё это составляет впечат¬ление абсолют-ной нереальности у большинства их адептов, во всяком случае, они не поступают и не говорят так, как если бы действительно так думали. И у большинства сект эти сведения,