наибольшей заботе. Конечно, их ни в коем случае не сле¬дует покидать иначе, как подчиняясь Великому Закону или же какому-ни¬будь высшему внешнему долгу, как например, долгу солдата по отношению к своей родине.
Никто поэтому не должен поддаваться смерти, пока не пришёл его час; но когда он придёт, его следует встречать с радостью, посколь¬ку он означает переход от труда к отдыху, из темноты к свету, от огра¬ниченной деятельности к полной свободе. Естест-венно, что сердце напол¬няется ликованием от этой перспективы.
И всё это ещё незначительно по сравнению с великолепием последующей жизни – жизни в Раю. Это было ещё только Чистилище, а та другая жизнь есть блаженство, о котором мечтали монахи и которое воспевали поэты, и на самом деле это вовсе не меч-та, а живая и прекрас¬ная реальность. Астральная жизнь бывает счастливой для одних, несчаст¬ливой для других, в зависимости от того, насколько они к ней подготов¬лены, но то, что следует за ней, есть абсолютное счастье для всех, в совершенном соответствии с потребностями каждого. Мы будем описывать его в одной из последующих глав.
У большинства из нас сознание ещё недостаточно развито, чтобы беспрепятственно функционировать в высших оболочках, так что в некото¬рых направлениях это развитие может быть достигнуто только с помощью физических чувств, хотя стоит лишь созна-нию проснуться, как оно уже может продолжать действовать в других высших мирах, оставаясь в преж¬ней физической оболочке. Итак, какой бы нереальной ни казалась фи-зи¬ческая жизнь, она является в некотором смысле временем посева, поскольку за это время мы можем привести в действие определённые силы и жатва будет собрана в гораздо более благоприятных и плодотворных условиях, когда мы окажемся в высших сферах.
Но эта истина ничего не меняет в том, о чём мы говорили выше, т.е. в том, что выс-шая реальность заключена в самых высоких сферах. Ничто не должно затемнять веч-ную истину: смерть на самом деле являет¬ся для нас дверью, открывающейся в гранди-озную жизнь. Всё великолепие, вся красота, которую мы только знаем, есть ничто по сравнению с великолепием и красотой тех миров, в которые открывается эта дверь. Ко-гда мы переступаем порог смерти, с наших глаз падает по крайней мере одна вуаль, са-мая тяжёлая и самая тёмная, и она падает перед ликом Того, Кто Сам есть Великолепие и Красота, всемогущественный Повелитель жизни и смерти.
Если нам только удается постичь истину существования высших миров, мы будем на-всегда освобождены от пагубного представления о загробном мире как о чём-то туманном и тёмном, каким для стольких людей кажется всё, что не является физическим. Эта беспо-мощная неуве¬ренность в отношении любой формы высшей жизни, с давних пор свойст-венная мыслям большинства людей наших западных рас, была величайшим врагом точной оценки значения и пользы жизни, что играло на руку самым дурным настроениям. Для ок-культиста в этом вопросе не должно быть ни малейшей трудности, и среди членов нашего общества не должно быть ни одно¬го, кто не проникся бы этой истиной.
ГЛАВА 5. ФАКТЫ КАК ОНИ ЕСТЬ
Я уже говорил о скрытых способностях, благодаря которым можно непосредственно ознакомиться с невидимым миром и всем, что следует после смерти, получив о них та-кое же чёткое и подробное пред¬ставление, которое у нас обычно создается об окру-жающей физической жизни. Некоторые наши теософы уже сумели раскрыть в себе эти глубокие чувства и таким образом сообщают очень точные сведения по этому исклю¬чительно интересному вопросу. Я полностью отдаю себе отчёт в том, что мои утвер-ждения не претендуют на согласие представителей Западной Ортодоксальной Церкви. Каждый служитель каждой церкви станет предла¬гать нам свою версию состояний, ко-торые следуют после смерти; и чтобы настоять на ней, он объяснит, что церковь учит тому-то или же что Библия нам говорит так-то. Но никогда он вам не скажет:
“Я говорю вам, что сам был в этом раю или в этом аду, который я описываю; я лич-но видел эти вещи и поэтому я знаю, что они истинны”. А теософы посвящают себя этим исследованиям, говорят именно так, ибо знают, о чём говорят, представляя ряд точных фактов, которые они изучали лично; они говорят с той авторитетностью и уве-ренностью, которые может дать только непосредственное знание. Тем не менее, пред-лагая таким образом свои знания, они всегда говорят своим слуша¬телям: “Если в душе вас не убеждает абсолютная логика сказанного, не удовлетворяйтесь нашими завере-ниями; изучайте эти явления сами, про¬ведите полное, насколько это возможно для вас, исследование,