легко проследить действие законов, по которым развиваются разные судьбы. Можно сказать, что, как правило, со-стояние безвременно умершего в большей степени зависит от того направления, в ко-тором его сознание привыкло работать. Большинство молодых людей, например, будут иметь в своём астральном теле много грубой астральной материи, тем не менее, если они научились вовремя сдерживать чувственное желание в его различных видах, их сознание не будет действовать через эту материю. При реорганизации астрального тела эта материя оказывается внешней и поэтому является единственным началом, откры-тым для внешних впечатлений. Однако человек, не привык¬ший улавливать вибрации этого порядка, не сможет сразу приобрести такую способность и останется поэтому в счастливом неведении относи¬тельно всех неприятных явлений низшего подплана.
Другая компенсация внезапной смерти на поле битвы или от несчастного случая вы-ражается в особой заботе, которую всегда ока¬зывает в этом случае армия невидимых помощников. Говорят, что раньше этот вид работы выполняли исключительно сущест-ва более высокого поряд¬ка, чем люди; но с некоторых пор люди, добросовестно ис-пользующие свои способности на астральном плане, тоже выполняют эту миссию люб-ви. Такая поддержка особенно необходима жертвам неожиданной смерти, не только потому, что им приходится управлять гораздо более непокорным астральным телом, но также и потому, что во многих случаях они бывают, конечно, очень удивлены, а иногда серьёзно встревожены. Поэтому роль помощника состоит в том, чтобы уверить их, утешить и объяснить, нас¬колько это возможно, в каком положении они находятся и ка-кой вид деятельности им лучше всего подходит. Всё, что мы знаем о высших планах, свидетельствует, что природа во всех случаях отвечает на пот¬ребности человека и, не-смотря на трудности, которые, как нам кажется, без конца встают на пути нашей эво-люции, на самом деле всё устроено так, чтобы помочь нам, а не помешать, а великие законы имеют целью облегчить наше восхождение, а не замедлить его. Всякое препят-ствие, вырастающее на пути, неизменно является результатом вмешательства человека в божественную истину или же её дурной интерпретации. Как только мы пройдем низ-шие планы существования, мы постигнем мудрость древних слов: “Всё в мире делается для блага тех, кто любит Его”.
ГЛАВА 4. НАШЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ
При обсуждении различных ложных народных или религиозных представлений о смерти я, естественно, часто ссылался на точку зре¬ния теософов. Мы, теософы, можем рассматривать смерть только как имеющую гораздо меньшее значение для души чело-века, чем принято считать. Обычному уроженцу Запада физическая жизнь представля-ется в виде прямой линии, внезапно начинающейся при рождении и так же внезапно обрывающейся со смертью. На наш же взгляд, даже если на минуту мы будем рассмат-ривать её как единственную инкарнацию, физическое существование скорее представ-ляется в виде очень малого сегмента очень большого круга, а рождение и смерть в нём – только точки; сегмент этого круга пересекает некоторую прямую линию, которая от-мечает границу между физическим и астральным планами.
В путешествии души к инкарнации есть часть, предшествующая рождению, и наши знания о ней, вероятно, ещё недостаточны, чтобы построить точный чертёж, символи-зирующий среднюю часть пути.
Но при попытке восстановить эту схему мы приходим к заключению, что этот путь должен быть представлен в виде замкнутой линии, исходящей из “Эго” и в него же воз-вращающейся после прохождения через низшие миры; “Эго” в его причинной оболочке можно было бы представить как точку или звезду в верхней части ментального плана, и кривая, представляю¬щая путь частично индивидуализированной личности, опустится сначала в низшую часть этого плана; оттуда она пересечёт линию, отмечающую выс-шую границу астрального плана, и после прохождения через все подразделения этого мира она опускается, на очень малую долю своей длины, ниже линии, которая разделя-ет астральный и физический планы, поднимаясь затем через различные планы и под-планы вплоть до точки, откуда она вышла. Было бы неточно представлять этот путь в виде полного круга (если только мы не примем равные доли окруж¬ности за изображе-ние одинаковых периодов времени), поскольку спуск к инкарнации обычно представ-ляется значительно более быстрым, чем восхождение, которое за ним следует. Но ли-ния всегда будет кривой – у неё не может быть углов, поскольку она символизи¬рует прогресс постепенный, без крутых поворотов.
Предположим, однако,