только эпизод в бессмертной жизни, который вовсе не следует оплаки-вать и тем более страшиться его, а наоборот, принимать его как ступень, ведущую к более высокой и реальной жизни.
ГЛАВА 3. РЕЛИГИОЗНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ
Теперь рассмотрим ту разновидность заблуждений относительно смерти, которые можно по праву приписать религии. Они свойственны не самому христианству, а той абсурдной его форме, которая возникла в наш материалистический век. Я уже говорил, что, согласно примитивному учению, которое исповедуют некоторые наиболее тёмные секты, умершие сразу же переходят либо в вечный рай, либо в вечный ад. Такое пред¬ставление сделало много всякого зла и своей очевидной абсурдностью в большой сте-пени вызвала неверие. Эта система столь явно несправед¬лива, что людям, заявляющим о принадлежности к такой вере, приходится становиться на ту или иную точку зрения из двух, о которых мы сейчас скажем. Или всё учение пребывает в тумане неясности и человек оказы¬вается в безутешной неопределённости, которую называют сострадани-ем без помощи, что означает смутную надежду на то, что, может быть, божество ока-жет¬ся к нему более милосердным, чем учат догмы. Или же ему приходится уповать (что противоречит всей философии) на полную перемену в человеке после смерти. Со-гласно ей, ушедший сразу же освобождается от всех своих недостатков, становится ан-гелом, а следовательно, гото¬вым к раю, или же наоборот (хотя об этом, как правило, не говорят) сбрасывает покровы всех достоинств и превращается в настоящего демона.
Вряд ли стоит показывать, до какой степени такая теория абсурдна и ошибочна. В природе не бывает внезапных превращений, в ней всякий прогресс происходит посте-пенно. Если нужно искоренить зло, если слабое нужно сделать сильным, это можно осуществить только мало-помалу, шаг за шагом, а не с помощью чуда и не посредством сверхъестественного вмешательства. По правде говоря, мы не находим абсолютно ни-какой пере¬мены в человеке после смерти. Кем он был накануне её, точно тем он остаёт-ся и после. Если при жизни он был одарён тонкой душой, способ¬ностью к самопожерт-вованию или прекрасным умом, все эти качества остают¬ся свойственными ему и после смерти; если же, наоборот, он был пошлой и ограниченной личностью, полной низких мыслей и чувственного желания, по ту сторону могилы все его пороки остаются при нём. Фактически смерть ничего не меняет в сущности человека; покинуть своё физиче-ское тело значит не более как снять пальто. Когда человек постигает этот факт, он вос-принимает его как одно из общеизвестных природных явлений; он понимает тогда, что бесполезно терять своё время в ожидании чудесной метаморфозы, а нужно делать чудо самому, медленно и постепенно превращаясь в свой идеал, ибо все мы подчиняемся вечному и неизменному закону, по которому ничего не даётся без усилий, но и всякое усилие компенсируется с математической точностью. Когда невидимый мир из области капризов воображения переходит в царство универсального закона, человек точно зна-ет, на что ему следует рассчитывать.
Приготовление к смерти.
Наша религия, несомненно, оказала нам еще одну недобрую услугу, приписывая преувеличенную важность необходимости специальной подготовки к смерти. Как все-гда, церковь мудрее и терпеливее сект; она настойчиво рекомендует различные виды причастий, когда это возможно, но она воздерживается проклинать человека только по-тому, что он умирает вдали от неё. Между тем секты проповедуют абсолютную зави-симость вечного блажен¬ства от состояния души в момент смерти: если в этот момент человек “спасён”, или “находится в состоянии благодати”, его можно считать имею-щим пропуск в рай, как билет на Елисейские поля, но если дело обстоит иначе, лучше не говорить о том, что его ожидает. Эта неверо¬ятная теория спасения посредством ис-терического покаяния, спасения в силу того, что человек чувствует себя “спасённым”, представляет собой, вероятно, одно из самых странных заблуждений человеческого ра-зума, если только можно предположить, что разум имеет какое-то отношение к подоб-ному предрассудку.
Это странное заблуждение особенно жестоко в своих последствиях, так как, если человек умирает внезапно, вне дома (как, например, солдат в сражении), его близкие не могут знать о его состоянии духа в момент смерти, что влечёт за собой совершенно бесполезные опасения и беспокойства. Как обычно в случае народных предрассудков, у этого странного представления есть своё крошечное зерно истины, однако это никоим образом не является достаточным оправданием этого чудовищного