через него, она может быть расценена лишь как сцена, в которой некий воображаемый актёр выражает к спящему агрессивную ненависть.
Опять же, каждое направление мысли к определённому месту становится для него буквальным переносом в пространстве. Если в часы бодрствования мы думаем о Китае или Японии, наша мысль сразу же оказывается в этих странах, но тем не менее мы пол-ностью осознаём, что наши физические тела находятся там же, где и моментом раньше. В условиях сознания, которое мы рассматриваем, однако, не имеется различающего Я, чтобы справляться с необработанными впечатлениями, и следовательно, каждая прохо-дящая мысль о Китае и Японии может выразиться только как действительное, незамед-лительное перемещение в эти страны, и спящий может внезапно обнаружить себя там, окружённый наиболее подходящими условиями, которые он способен припомнить.
Часто отмечается, что когда поразительные перемещения этого сорта чересчур час-то случаются в снах, спящий никогда не чувствует никакого удивления в связи с их внезапностью. Этот феномен легко объясним в свете рассмотренных нами наблюдений — в простом сознании физического мозга невозможно такое чувство как удивление — оно просто воспринимает картины, как они появляются перед ним; оно не имеет воз-можности судить об их последовательности или недостатке в них этого свойства.
Другой источник необычной путаницы, наблюдаемой в этом полу¬сознании — это манера, в которой действует в нём закон ассоциации идей. Мы все знакомы с удиви-тельным моментальным действием этого закона при бодрствовании; мы знаем, как слу-чайное слово, музыкальная фраза или даже запах цветка могут оказаться достаточны-ми, чтобы вызвать в уме поток давно забытых воспоминаний.
Теперь же, в спящем мозгу, этот закон действенен как обычно, но он работает под любопытным ограничением — каждая такая ассоциация идей, абстрактных или кон-кретных, становится простой комбинацией образов, и так как наши ассоциации часто бывают вызваны лишь совпадением событий, которые, будучи в действительности со-вершенно не связаны между собой, произошли с нами последовательно, то можно лег-ко представить, какое неразрешимое смешение этих образов часто случается, в то вре-мя как их количество практически бесконечно, поскольку всё, что может быть извлече-но из огромных запасов памяти, появляется в форме картин. Естественно, подобная по-следовательность образов редко в совершенстве восстановима в памяти, поскольку здесь нет никакого порядка, чтобы помочь восстановлению — так же как в бодрствую-щей жизни можно достаточно легко вспомнить связанное с чем-то предложение или стихотворную строфу, даже слышанную только раз, но при тех же условиях без неко-торой мнемонической системы будет почти невозможным точно припомнить простую смесь ничего не значащих слов.
Другая особенность этого любопытного сознания мозга состоит в том, что будучи необычайно чувствительным к малейшим внешним влияниям — таким как звуки или прикосновения — он увеличивает и искажает их в почти немыслимой степени. Все пи-шущие о снах приводят примеры этого, и возможно некоторые из них будут знакомы каждому, кто уделял внимание этому предмету.
Среди историй, рассказываемых чаще всего, есть одна о человеке, видевшим мучи-тельный сон о том, как его вешают, потому что воротничок его рубашки был слишком тесен; другой преувеличил укол иголки до смертельной раны, полученной им на дуэли, ещё один вос¬принял лёгкий щипок, как укус дикого зверя. Моури сообщает, что часть спинки в головах его кровати однажды отвалилась и упала ему на шею, всего лишь лег-ко её коснувшись, но этот пустяковый контакт произвёл ужасный сон о французской революции, где ему привиделось, как он гибнет на гильотине.
Другой автор рассказывает нам, что часто просыпался с неприятными воспомина-ниями о снах, полных шума или громких голосов и грома, и долгое время совершенно не мог выяснить источника их происхождения; но в конце концов он добился успеха, проследив, что это журчащий звук, создающийся в ухе (возможно из-за циркуляции крови) когда оно лежит на подушке; подобный, но гораздо более громкий шум можно услышать, приложив к уху раковину.
Теперь должно стать очевидным, что даже из одного этого телесного мозга проис-ходит достаточно путаницы и преувеличений в отношении многих феноменов сна; но это только один из факторов, которые мы должны принять к рассмотрению.
II. Эфирный мозг
Будет очевидно, что эта часть организма, столь чувствительная ко всякому влиянию даже во время нашего бодрствования, должна быть ещё более восприимчивой