в сильном страхе, однако не мог кричать, пока не прибежал к лестнице, на которую он повернул, но изнемогши от стра-ха и бега был побеждён животным и жестоко укушен в бедро. Он проснулся, вздрогнув, и обнаружил, что это брат ущипнул его за бедро.
Рихерс, другой немецкий автор, рассказывает историю человека, проснувшегося от выстрела, который оказался заключением длинного сна, в котором он стал солдатом, дезертировал, претерпел страшные лишения, был схвачен, подвергнут пыткам, осуждён и наконец расстрелян — вся эта длинная драма была прожита в момент пробуждения от звука выстрела. И опять, у нас имеется рассказ человека, который заснул в кресле, куря сигару, и после того, как ему приснилась богатая событиями многолетняя жизнь, про-снулся с всё ещё горящей сигарой. Можно привести сколько угодно таких достоверных случаев.
Его сила драматизации
Другая примечательная особенность Я, в дополнение к его трансцедентальному из-мерению времени, демонстрируется этими историями, и это его способность, или воз-можно лучше сказать, его привычка мгновенной драматизации. В только что расска-занных историях о выстреле и щипке можно заметить, что физический эффект, кото-рый разбудил человека, пришёлся кульминацией сна, очевидно занимающего опреде-лённый отрезок времени, однако вызванного в действительности самим этим физиче-ским эффектом.
Теперь новости, так сказать, об этом физическом эффекте, будь это звук или при-косновение, должны быть переданы к мозгу по нервным волокнам, и эта передача за-нимает определённое время — лишь малую долю секунды, конечно, но тем не менее определённое количество, вычисляемое и измеряемое при помощи сверхточных прибо-ров, используемых в современных научных исследованиях. Я, будучи вне тела, способ-но воспринимать с абсолютной мгновенностью без использования нервов и следова-тельно в курсе того, что происходит, на ту самую долю секунды раньше, чем информа-ция достигает его физического мозга.
В этот едва измеримый отрезок времени оно похоже и создаёт нечто вроде драмы или серии сцен, ведущих к событию, пробудившему физическое тело и кульминирую-щей в нём; и когда по пробуждении оно ограничивается органами этого тела, оно ста-новится неспособным различать в памяти между субъективным и объективным и пото-му воображает, что действительно участвовало в своей собственной драме в состоянии сна.
Однако эта привычка, похоже, свойственна Я, которое ещё сравнительно неразвито в своей духовности; по мере того, как происходит эволюция и истинный человек начи-нает медленно понимать своё положение и свою ответственность, он вырастает из этих привлекательных упражнений своего детства. Похоже, что так же как первобытный че-ловек излагает каждое явление природы в форме мифа, так и неразвитое Я драматизи-рует каждое событие, попадающее в его поле зрения; но человек, который достиг не-прерывности сознания оказывается настолько занятым работой на высших планах, что не уделяет энергии таким вещам и потому более не видит снов.
Его способность предвидения
Ещё один результат, который следует из сверхнормального метода изменения вре-мени Я, это то, что для него в некоторой степени возможно предвидение. Настоящее, прошлое и в определённой мере будущее лежат открытыми перед ним, если оно знает, как читать их; и оно несомненно таким образом иногда предвидит события, которые представляют интерес или важность для его низшей личности, и делает более или ме-нее успешные попытки передать ей впечатление о них.
Когда мы примем во внимание громадные трудности на этом пути в случае обычно-го человека — а именно что в действительности само оно возможно ещё наполовину не проснулось, что оно с трудом кон¬тролирует свои различные проводники и не может поэтому избежать искажения сообщения или даже того, что оно будет пересилено вол-ной желания, случайными потоками мыслей в эфирной части мозга или каким-нибудь лёгким физическим нарушением в плотном теле — то мы не удивимся, что он так редко полностью преуспевает в своей попытке. Случается иногда, что полное и совершенное предсказание некоторого события живо приносится из царства сна; гораздо чаще эта картина искажена или неузнаваема, в то время как иногда всё, что доходит — это смут-ное чувство некоего нависшего несчастья, и ещё более часто вовсе ничего не проникает в тело.
Иногда высказывают мнение, что когда это предвидение случается, это должно быть обычным совпадением, поскольку если события могут быть в действительности предвидены, они должны быть предопределены, в каковом случае не может быть сво-бодной