(Что это такое и как они вызываются)
Перевод К. Зайцева
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 2. МЕХАНИЗМ 3
Глава 3. ВЫСШЕЕ Я 7
Глава 4. УСЛОВИЯ СНА 9
Глава 5. СНЫ 19
Глава 6. ЭКСПЕРИМЕНТЫ В СОННОМ СОСТОЯНИИ 23
Глава 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Являются ли сны результатом физиологических процессов, небывалыми комбина-циями бывших впечатлений или видениями, данными человеку свыше? Ответ на этот вопрос, занимавший многих психологов в течение этого века, уже давно был известен оккультистам.
В этой книге, впервые опубликованной сто лет назад, читатель найдёт краткое рас-смотрение происхождения и смысла сновидений в свете оккультных наук.
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ
Многие предметы, в соприкосновение с которыми нас приводят наши теософиче-ские исследования, настолько далеки от опыта и интересов повседневной жизни, что чувствуя к ним влечение, растущее в геометрической прогрессии по мере того, как уз-наём и понимаем их лучше, мы всё ещё испытываем, где-то в глубине нашего ума, лёг-кое чувство нереальности или, по меньшей мере, непрактичности, имея дело с ними. Когда мы читаем о формировании солнечной системы, или даже о кругах и циклах на-шей планетной цепи, мы не можем ничего переживать; однако это интересно как абст-рактное исследование, полезное само по себе, показывающее, каким образом человек стал таким, каковым мы его находим, тем не менее это ассоциируется лишь косвенно с той жизнью, которой мы живём здесь и сейчас.
Однако относительно нашего настоящего предмета подобного возражения выдви-нуть нельзя — все читатели этих строк видели сны — возможно многие из них имеют обыкновение видеть их регулярно; и поэтому они могут быть заинтересованы в предос-тавлении отчёта о феномене сновидения в свете, бросаемом на него исследованием, проведённым согласно теософическому направлению.
Наиболее удобным методом, при помощи которого мы сможем привести в порядок большинство аспектов нашего предмета, возможно, будет следующий: сначала весьма тщательно рассмотреть механизм — физический, эфирный и астральный — посредст-вом которого впечатления доставляются нашему сознанию; во-вторых, посмотреть, как сознание в свою очередь воздействует на этот механизм и использует его; в-третьих, отметить условия, в которых и сознание, и его механизм находятся во время сна; и в-четвёртых, расследовать, каким ¬образом при этом создаются различные виды снов, пе-реживаемые людьми.
Поскольку я пишу в основном для изучающих теософию, я буду чувствовать себя свободным в использовании, без подробных объяснений, обычных теософических тер-минов, с которыми, как я вполне могу предположить, они знакомы, поскольку в про-тивном случае моя маленькая книжка могла бы превысить назначенные ей пределы. Если же она однако попадёт в руки тех, для кого использование подоб¬ных терминов составляет трудность, я могу лишь извиниться перед ними, отослав их за этими предва-рительными разъяснениями к любой вводной книге по теософии, такой как “Древняя мудрость” или “Человек и его тела” Анни Безант.
Глава 2. МЕХАНИЗМ
I. Физический
Во-первых, займёмся физической частью механизма. В наших телах имеется вели-кая центральная ось нервной материи, оканчивающаяся в мозгу, от которой сеть нерв-ных волокон расходится во всех направлениях. Это те самые нервы, которые согласно современным научным теориям при помощи своих вибраций проводят все впечатления извне мозга, а последний, приняв эти впечатления, превращает их в чувства и воспри-ятия; так что если я помещаю свою руку на какой-нибудь объект и нахожу его горячим, это на самом деле не моя рука чувствует, но мой мозг, действующий на основе инфор-мации, передаваемой ему вибрациями, бегущими по его телеграфным проводам — нер-вам.
Важно также иметь в виду, что все нервные волокна тела имеют одинаковое строе-ние, и что особый пучок их, называемый нами оптическим нервом, который передаёт в мозг образы, созданные на сетчатке глаза и таким образом позволяющий нам видеть, отличается от нервных волокон руки или ноги только тем, что за долгие века эволюции он специализировался принимать и передавать с наибольшей лёгкостью только один достаточно малый набор быстрых вибраций, которые таким образом становятся види-мыми для нас, как свет. То же замечание остаётся в силе и для других органов — слу-ховые, обонятельные и вкусовые нервы отличаются друг от друга и от остальных толь-ко этой специализацией; в сущности же они — те же самые и выполняют соответст-вующую им работу точно тем же способом, передавая вибрации в мозг.
Теперь наш