определенное и разумное, пребывающее и действующее в сво-ей среде.
Возникает вопрос: каким образом могут какие-либо создания существовать в твер-дом веществе камня или зеленой коры? Это происходит потому, что стихийные духи состоят из астральной материи, и вещество утеса не может служить препятствием ни для их движений, ни для зрения; более того, только в твердой физической материи они находятся в своей среде, что называется, дома. То же самое можно сказать и о тех из них, которые живут в воде, воздухе или различных родах эфира.
В Средние века духов земли называли гномами, духов воздуха – сильфами и суль-фидами, а духов эфира (или огня) – саламандрами. В простонародье их именовали раз-лично: феи, пигмеи, бровны, переджинны, тролли, сатиры, фавны, кобольты, импсы, гюниады и пр. Одни из этих имен принадлежат разновидностям, другие – целым разря-дам. Они имеют различные изменчивые формы, но являются чаще всего под видом че-ловека, то большего, то меньшего размера.
Как и все обитатели астрального мира, они могут по желанию изменять эти формы, но, без сомнения, они имеют присущую каждому разряду внешность или ту, которую предпочитают принимать, когда не имеют основания являться в другой.
Обычно они невидимы для чисто физического зрения, но могут сделаться для нас видимыми, когда этого пожелают, при помощи материализации.
Они разделяются на расы, а особи этих рас различны по характеру и уму, как люди. Большинство из них избегают сношений с людьми, привычки и эманации которых им противны и которые своими беспрерывными и неопределенными желаниями приводят в движение астральный ток и причиняют им помехи и беспокойство.
Однако есть примеры, когда стихийные духи входили с людьми в дружественные отношения и помогали, в чем могли. Таковы бровны в хорошо всем известных шот-ландских сказках и феи – зажигательницы огня, упоминаемые в литературе спиритов .
Однако подобное происходит сравнительно редко. Обычно же стихийные духи, на-ходящиеся в сношениях с людьми, относятся к ним безразлично или, наоборот, находят удовольствие их обманывать и зло подшучивать. Мы находим подтверждение изло-женного в рассказах крестьян глухих горных местностей. Тот, кто посещал спиритиче-ские сеансы с физическими явлениями, знает подчас глупые, хотя и добродушные, шутки, выдающие присутствие какого-либо из низших стихийных духов.
В этом им помогает замечательная способность очаровывать лиц, поддающихся их влиянию, до такой степени, что их временная жертва видит и слышит все ими желае-мое, подобно тому как загипнотизированный субъект видит, слышит, сознает и думает так, как захочет гипнотизер. Однако стихийные духи могут, как гипнотизер, управлять волей человека, исключая те случаи, когда он совершенно бесхарактерный или когда его воля парализована ужасом. Они могут производить только иллюзию. В этом искус-стве они большие мастера, и не было примера, чтобы они упустили случай одурачить зараз целую компанию.
Прибегая к их помощи, индусские факиры производят свои наиболее замечательные фокусы, и все присутствующие бывают жертвою коллективной галлюцинации, вооб-ражая, что слышат и видят вещи, которых, однако, никогда не было .
На стихийных духов можно было бы смотреть как на породу астральных людей, ес-ли бы хоть один из них, даже из наивысших, обладал прочной индивидуальностью, дающей ему возможность перевоплощения. В этом и заключается различие их эволю-ции от нашей, так как доля разумности, развитая ими до постоянной индивидуализа-ции, будет гораздо большей. Но мы знаем очень немного о том, сколько они прошли и чего им остается достигнуть. Продолжительность их жизни очень разнообразна – то короче, то длиннее нашей. Условия их существования в целом настолько отличны от наших, что мы не в состоянии их понимать. Их жизнь нам представляется простой, приятной, беззаботной, подобной счастливому детству, в наиболее благоприятной об-становке.
Проказники и шутники, они редко бывают злонамеренны, если их к этому не побу-дить. К человеку они относятся недоверчиво и смотрят неблагосклонно на новичков ясновидящих, так что первое знакомство с ними бывает неприятно и иногда пробужда-ет ужас. Если же им не удается напугать, то они принимают его как неизбежное зло и перестают им заниматься. Некоторые из них делаются даже любезными и при встрече выражают удовольствие.
В многочисленных подразделениях этого разряда находятся особы довольно серьез-ного характера, и из них выделяются наиболее уважаемые, такие как божества лесов, дере-вень и т. п..
Такие личности очень отзывчивы на почести