как здесь речь идет не об устойчивом и мощном элемен-тале, созданном сильной и определенной мыслью, но о результате, производимом по-током мыслей пустых, бессознательных, невольных, проходящих в мозгу большинства людей, то, по-видимому, они принадлежат как бы неопределенному мыслителю, не об-ладающему интеллектуальностью. Их нельзя также приписать элементальной эссен-ции, которая еще более, чем минерал, удалена от индивидуальности и проявления свойств мысли. Однако она обладает замечательной приспособляемостью, которая в ней приближается к разумности и которая побудила меня в одном из моих первых со-чинений наименовать элементалов “полуразумными существами астрального света”. Доказательства этих способностей будут приведены в отделе об искусственных суще-ствах.
Когда об элементале говорят как о дурном или хорошем, это указывает на искусст-венное существо или на одного из многочисленных духов природы, так как царству элементалов не присуще представление о добре и зле. Однако почти все из указанных нами подразделений имеют враждебные стремления относительно человека. Все начи-нающие это знают, так как первые впечатления об астральном мире – присутствие ог-ромной толпы привидений, появляющихся с угрожающим видом, но исчезающих, если им не поддаться. Этим враждебным стремлениям надлежит приписать уродливые фор-мы, о которых мы выше упоминали, и писатели Средних веков утверждают, что чело-век сам в этом виноват.
В Золотой век, предшествовавший нашему времени, элементалы были благообраз-ные, потому что люди были менее эгоистичны и более умны. Теперь они враждебны из-за нашего равнодушия и недостатка симпатии к другим живым существам. Глядя на пунктуальность, с которой элементальная эссенция отвечает малейшим проявлениям нашей мысли и желания, можно понять, что это царство во всем своем составе есть приблизительно то, чем его делает коллективная мысль человека. Кто пожелал бы взве-сить, как мало благородства в этой коллективной мысли, не удивился бы таким послед-ствиям, видя, как элементальная эссенция бессознательно принимает и отражает все, что ей передают, почему и оказывается так мало приветливой. Мы пожинаем то, что посеяли. Несомненно, что, когда человечество во всем своем составе, расах или отда-ленных обществах, достигнет высшего уровня, царство элементалов под постоянным влиянием улучшения человеческой мысли из враждебного сделается кротким и услуж-ливым, как это предсказано для царства животных. Каково бы ни было прошлое, оче-видно, что мы можем надеяться на улучшения в будущем, если наступит время, когда большинство людей станут великодушными и доброжелательными, а через это уверен-ными в общем благоволении сил природы.
Так как мы имеем чрезвычайно сильное влияние на царство элементалов, то ответ-ственны за их утилизацию. И действительно, когда вглядишься в условия их существо-вания, становится ясно, что результат, произведенный на них мыслями и желаниями разумных существ, живущих на той же планете, был предусмотрен в общем плане как двигатель их эволюции. Несмотря на единогласное предостережение всех великих ре-лигий, большая часть людей нисколько не заботится о своей ответственности в мире мысли. Человек, считающий себя невинным в речах и делах, полагает себя исполнив-шим две свои обязанности. Он даже и не подозревает, что в течение многих лет имел вредное и унизительное влияние на умы близких к нему лиц и населял окружающее пространство отвратительными созданиями низкой души.
Вопрос нам покажется еще более важным в отношении искусственных существ, так как установлено, что мы имеем силу ускорить или задержать их эволюцию в соответствии со своими сознательными или бессознательным поступками и мыслями.
Объем этого сочинения не позволяет нам объяснить, как человек может использо-вать присущие ему силы, пользуясь изменчивостью элементальной эссенции.
Большая часть магических операций заключается почти исключительно в управле-нии ею, выражающемся или в непосредственном приложении воли, или через какое-нибудь астральное существо, вызванное магом для этой цели.
Посредством элементальной эссенции производятся почти все физические феноме-ны на спиритических сеансах, а также шум, стуки, звонки, бросание и передвижение предметов в так называемых неспокойных домах, зависящие от неудачных усилий ка-кого-нибудь умершего, еще слишком привязанного к земле и желающего привлечь к себе внимание живущих. Но иногда это просто проказы мелких духов, принадлежащих к третьему разряду установленной нами классификации.
Элементал сам по себе инертен