сознавать только величайшие химики нашего времени.
Несомненно, что исследования этих презренных предков заходили гораздо далее наших. Они знали эфир и умели производить над ним наблюдения, тогда как для со-временной науки это только постулат , необходимый для ее теорий. Они знали, что он состоит из физической материи и отчетливо разделяется на четыре отдела или состоя-ния материи, более тонкой, чем газообразное состояние, – факт, еще не известный со-временной науке.
Они знали, что все физические тела относятся к одному из семи состояний материи, характерных и для органических тел. Отсюда их “влага водянистая или огненная” и их “стихии”, представляющиеся нам такими смешными.
Очевидно, что они употребляли этот последний термин единственно только как сино-ним “составных частей”, не предполагая придавать ему смысл “простого тела”.
Они знали также, что каждое из этих состояний материи представляет основу для проявления большого отдела монадической эссенции в поток эволюции и назвали эту эссенцию “элементалом”.
Следует, однако, заметить, что во всех частицах твердой материи пребывает, покуда она остается в этом состоянии, земляной элементал (употребляя выразительную фра-зеологию Средних веков), так сказать, известное количество присущей ей жизненной элементальной эссенции; точно так же, как известного рода элементалы неотделимы от частиц жидких, газообразных или эфирных.
Эти семь разрядов элементальной астральной эссенции, или эссенции первоначаль-ной, различаются между собой степенью материальности, и легко понять, что, рассмат-риваемый с этой точки зрения, каждый их них подразделяется, в свою очередь, на семь подразрядов, потому что в твердых, жидких, газообразных и эфирных телах существу-ют разные степени плотности.
Утверждают, сверх того, что имеется деление совершенно другого характера, гораз-до труднее поддающееся определению в виду крайней скрытности, соблюдаемой ок-культистами по отношению некоторых фактов, требующих детального разъяснения. Но все же мы можем сказать, что в каждом разряде и его подразделении первого рода на-ходятся семь особых типов элементалов, различающихся не степенью материальности, а особенностью их природы, что можно было бы назвать характером и свойствами. Ка-ждый из этих типов воздействует на другие таким образом, что, помимо влияния от обмена эссенции, в каждом типе находят семь подразделений, различно окрашенных благодаря взаимному влиянию, которому они легче всего поддаются. Из сказанного выше ясно, что это вторичное деление совершенно другого свойства, гораздо более су-щественное, чем первое, так как, в силу законов своей эволюции, все царство элемента-лов должно медленно и последовательно проходить все классы и подклассы, тогда как типы и подтипы остаются всегда неизменными. Не надо забывать, что эволюция эле-ментальной эссенции в настоящее время находится на нисходящей половине эволюци-онной дуги, то есть направляется к полной материализации, которую мы наблюдаем в минеральном мире, вместо того, чтобы он нее удаляться, подобно всем эволюциям, бо-лее или менее доступным нашим чувствам.
Таким образом, для царства элементалов прогрессом является нисхождение в мате-рию, вместо восхождения к высшим планам, что нам кажется аномалией из-за непони-мания ее цели. Мы приглашаем читателей обратить на это особое внимание, во избежа-ние возможных затруднений.
Все многочисленные подразделения этой удивительной жизненной эссенции имеют общие свойства, но настолько отличные от наблюдаемых нами на физическом плане, что весьма трудно объяснить их тому, кто не способен видеть их в действительности.
Предположим первоначально, что часть этой эссенции временно ограждена от вся-кого наружного влияния, что, впрочем, почти невозможно. Она не будет иметь тогда никакого внешнего облика и будет проявляться лишь непрерывно быстрым движением. Но малейшее воздействие, происходящее от влияния мысли, мгновенно преобразует ее, представляя ряд видоизменяющихся форм, появляющихся и исчезающих, подобно пу-зырькам кипящей воды.
Хотя эти мимолетные проявления имеют подобие человеческих и других форм жи-вых созданий, но это не более существа, чем облака, принимающие под влиянием ветра всевозможные образы. Они являются простым противодействием напору обширных хранилищ астрального света, но, вообще, в них находят некоторое соотношение с мыс-лью, их вызвавшей, хотя почти всегда в искаженном виде, пугающем и даже поражаю-щем ужасом.
Естественно возникает вопрос: каков характер того разума, который зависит от формы или ее искажения? Так