изучение оккультных наук, знает, что жизнь вся-кого существа священна и что нельзя ожидать успеха в эволюции, не имея безгранич-ного сострадания. Но только подвинувшись далее в изучении этих наук, он узнает, до чего сложна эволюция и какое сравнительно скромное место занимает человечество в экономике природы.
Он убеждается, что подобно тому, как воздух, земля и вода кишат мириадами физи-ческих форм, невидимых для невооруженного глаза, точно так же высшие, сравнитель-но с нашей землей, планеты обитаемы самым густым населением, о котором мы ничего не знаем. По мере совершенствования становится понятнее, что применены все средст-ва, способствующие эволюции; и когда мы думаем, что существуют бесполезные силы или неиспользованные случаи, то это происходит вследствие нашего непонимания ее сис-темы и целей природы.
Нет необходимости описывать обитателей астрального плана, не принадлежащих к человечеству, и говорить об этих первобытных формах мировой жизни, развивающихся непонятным для нас способом, последовательно заключаясь в атомах, молекулах и клетках. Даже если мы начнем с низшего элементального царства, то узнаем, что в этой группе находится великое множество обитателей астрального плана, описание которых увеличило бы объем этого сочинения до размеров энциклопедии.
Чтобы удобнее было классифицировать нечеловеческие существа, их придется раз-бить на четыре группы, представляющие не какие-либо малые подразделения, но об-ширные царства природы. Некоторые из этих групп стоят гораздо ниже человечества, другие – равны ему, а многие превосходят нас в отношении могущества и совершенств. Имеются такие, которые проходят то же развитие, что и мы, то есть которые были или будут людьми, подобными нам. Другие развиваются в совершенно ином направлении.
Прежде чем приступить к дальнейшему изложению, я должен оговориться, что в этом отделе сочинения имеются два пробела. Не будет упомянуто о редких посещениях великих адептов других планет и об еще более возвышенных посетителях, являющихся из мест гораздо более отдаленных: такие описания неуместны в этой книге, предназна-ченной для публики. Кроме того, невероятно, хотя теоретически и возможно, чтобы та-кие возвышенные индивидуальности проявлялись в таком низменном плане как астрал. Если бы у них явилось подобное желание, то они облеклись бы во временное тело, за-имствованное из вещества этого плана, как это делают Нирманакайи.
Помимо наших четырех групп, совместно с ними существуют две другие крупные эволюции, развивающиеся наравне с человечеством на нашей планете, но в настоящее время не разрешается что-либо говорить о них, так как не соответствует общему плану, чтобы человек знал о них, а они – о человеке. Если бы нам довелось с ними встретить-ся, то это произошло бы скорее на плане физическом, так как их сношения с планом астральным очень незначительны; такое столкновение могло бы произойти лишь при некоторых магических операциях, которые, к счастью, умеет проводить на практике лишь небольшое количество колдунов. Однако такая, хотя и маловероятная, случай-ность один раз произошла и может повториться в будущем, так что, вопреки вышеупо-мянутому запрещению, мы должны сообщить о них некоторые данные.
14. Элементальная эссенция, присущая нашей эволюции.
Подобно тому как термин “элементер” употреблялся некоторыми писателями обоб-щенно для определения всевозможных состояний человека после смерти, точно так же и название “элементал” прилагалось в разные времена к различным разрядам нечелове-ческих духов, начиная от высших – божественных “Дева” – до бесформенной эссенции, распространенной в низшем царстве минералов, переходя все видоизменения духа в природе. Таким образом, после изучения нескольких книг, в которых большое количе-ство противоречивых сведений, не знаешь, чего придерживаться. Поэтому надо пом-нить, что название “элементальная эссенция” будет применяться в дальнейшем изло-жении к “эссенции монадической”, проходящей различные стадии своей эволюции.
Монадическая эссенция может, в свою очередь, быть определена как эманация (из-лучение, выделение) божественной силы, божественного духа, внедренного в материю.
Известно, что эта эманация, не достигая степени индивидуализации, которая ожив-ляет человека, прошла и уже оживила шесть низших ступеней развития, царства: жи-вотное, растительное, минеральное и три царства элементалов. В продолжение своего развития она проявилась в нескольких из этих царств, где ее называли: монада живот-ная, монада растительная, монада минеральная, – но это может ввести в