благородных убеждений, то весьма вероятно, что такие духовные следствия имели бы огромные колебания и что, если бы “он вступил в Девакан” (рай), он должен бы был там оставаться, по установив-шемуся мнению, довольно продолжительное время. Но если он, напротив того, изберет путь лишений (начиная следовать, соответственно своим силам, по следам великого на-ставника Будды), то может дать своим духовным способностям дру¬гое направление, на пользу человечеству, и таким образом, как бы незначительна ни была его жертва, при-нять участие в великом деле Нирманакайя. Таким выбором он, конечно, жертвует сто-летиями непрерывного блаженства, однако получает значительное преимущество в том, что продолжает существование, полное самозабвения и преуспевания.
Когда ученик, избравший такой путь, умирает, то он, покинув тело, как и ранее, ожидает на астральном плане более благоприятного перевоплощения, которое ему ос-торожно доставляет его наставник, причем требуется высшее разрешение, так как это является исключением из общего правила. И, невзирая на такое разрешение, ученик должен быть очень осторожен при переходе из астрального плана, так как даже при моментальном прикосновении к ментальному плану он может быть увлечен неодоли-мым потоком нормальной эволюции.
В очень редких случаях ему помогают избегнуть страданий нового воплощения, помещая его прямо в тело взрослого человека, покинувшего его за ненадобностью. Но подходящее тело очень редко бывает в готовности, чаще же всего ему прихо¬дится ожи-дать на астральном плане благоприятных обстоятельств для своего рождения. Прове-денное таким образом время для него не будет потеряно, потому что он остается тем же и может продолжать дальнейшее развитие более действительным и скорым способом, чем если бы был связан физическим телом. Он пользуется полным самосознанием и может свободно переходить на все подпланы.
Такие ученики, ожидающие перевоплощения, не являются заурядным явлением на астральном плане, но, однако, встречаются и образуют новое подразделение, становя-щееся все более многочисленным, по мере того как большее количество людей доходит до степени святости.
7. Обычные покойники, еще не разделившиеся.
Излишне говорить, что этот разряд гораздо многочисленнее предыдущих и пред-ставляет огром¬ное разнообразие типов, каждый со своим статусом.
Продолжительность пребывания в астрале этих существ чрезвычайно различна, так что некоторые уходят из плана через несколько часов, а другие остаются годами и сто-летиями.
Человек, проживший умеренную жизнь, чьи устремления были духовны, а чувства направлены на всеобщее благо, не имеет ничего общего с этим планом. Предоставлен-ный самому себе, он не найдет почти ничего, что привлекало бы его или побудило бы его деятельность во время пребывания там, даже самое короткое время. Следует запом-нить, что истинный человек, уми¬рая физически, входит в себя и подобно тому, как по-кинул материальное тело, он вскоре оставляет и свое эфирное тело (эфирный двойник); затем он должен по возможности скорее сбросить свое астральное тело, или тело жела-ний, и перейти в мир небесный. Только там и могут принести плоды его духовные стремления.
Человек с чистой благородной душой может достигнуть этого результата, потому что в продолжение земной жизни он обуздывал свои страсти и направлял свою волю на возвышенное. У него было очень мало низменных желаний, почерпнутых из астрально-го плана. Его пребывание будет очень кратковременно, а сознание довольно неопреде-ленно до момента, когда он впадет в глубокий сон, во время которого его высшие принципы окончательно освободятся от астральной оболочки для вступления в небес-ный мир.
Таково идеальное и желательное состояние, доступное не для всех и даже не для большинства. Требуется очень много для того, чтобы человек в течение жизни освобо-дился от всех своих желаний. Он должен провести довольно продолжительное время более или менее сознательном состоянии в различных подразделениях астрального плана, чтобы окончательно освободиться от плотских влечений и таким образом дос-тигнуть освобождения своего высшего “Я”.
Всякий должен пройти семь подпланов астрального миpa, прежде чем перейти в не-бесный мир, но из этого еще не следует, что он будет со¬знавать все эти подразделения. Точно так же, как физическое тело состоит из физической материи во всех ее состояни-ях (твердом, жидком, газообразном и эфирном), так же и астральная среда должна за-ключать материю каждого подплана. Только пропорции ее различны в зависимости от субъекта.
Затем не следует