улетел. Он описывал свое состояние как «полет», настолько ошеломляющим было это чувство…»
М-р Хортон пытается объяснить все эти явления следующим образом: «Механизм снов летания и иллюзии левитации приписывается главным образом функционированию адренносимпатической нервной системы… Происхождение иллюзии левитации не вызывается ослаблением осязательных ощущений. Вызвано ли это целиком торможением путей передачи ощущения давления (я имею в виду глубокую чувствительность) или просто уменьшением фактического мышечного давления — является вопросом. Я думаю, что последнее является важным фактором, однако и сенсорное «торможение» также реально… Само по себе это не становится достаточным или эффективным базисом для иллюзии левитации, пока не последует сосудисто-двигательное расслабление. При их комбинации возникает физический «возбудитель» (в этом случае отрицательный), который становится основой иллюзии парения…»
Это пробное объяснение, как следует заметить, в значительной степени отличается от предложенного Горасом Г. Хатчинсоном (в его книге «Сновидения и их значение»), а также у Хейзлека Эллиса (в его «Мире сновидений»), которое заключается в том, что сны летания лучше всего объясняются сочетанием дыхательных ощущений с кожной нечувствительностью. Вполне возможно, что какое-то подобное объяснение, которое явится достаточным для многих обычных снов летания, будет наконец найдено. Однако следует особо подчеркнуть, что подобные сновидения совершенно отличны от вполне определенных случаев «проекции» и что любое объяснение последних с точки зрения этих принципов было бы абсолютно несправедливо — так же несправедливо, как, например, попытка объяснить сверхъестественные знания, продемонстрированные мисс Пайпер во время транса, отыскивая какую-либо физическую причину этого транса. Основная проблема осталась незатронутой. Во всех случаях астральной проекции следует подчеркнуть, что ясное сознание своего «Я» сохраняется субъектом, когда он находится вне физического тела; он может оглядываться и видеть свое тело, он может рассматривать окружающее данного момента, он может наблюдать за людьми и замечать отдельные сцены и события — когда они происходят, — которые никогда бы он не мог увидеть в обычном состоянии, но правильность которых впоследствии можно было проверить. Этот факт является отчетливо сверхъестественным, и в этом состоит суть дела, и для этого не годится ни одно чисто физиологическое объяснение. В своих экспериментах мистеру Хортену удалось создать только иллюзию левитации, которая даже не является сном летания, а сны летания, по утверждению м-ра Мульдона, есть явления, совершенно отличные от сознательной проекции.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Едва ли стоит напоминать читателю, что египтяне безотчетно верили в «ка», что по сути дела соответствует нашей концепции «астрального тела». Это «ка», надо понимать, — не душа человека, а ее носитель, так же, как и сегодня полагают, что астральное тело есть носитель ума и души. Это «ка» иногда посещало мумифицированное тело и обычно описывалось как какой-то птицеподобный двойник умершего. Это показывают многие древнеегипетские рисунки. Странствование и испытание умерших в Подземном Мире подробно описаны в египетской «Книге Мертвых» и других ранних писаниях. Еще более удивительной и важной, с нашей точки зрения, является недавно переведенная тибетская «Книга Мертвых» под редакцией д-ра Эванс-Венца, выпущенная издательством Оксфордского университета в 1927 г. Эта книга — «Бардо Тходоль», вероятно, впервые записана в VIII веке до н. э. Специалисты считают, что рукописи, с которой сделан настоящий перевод, примерно 150 или 200 лет. Как читатель может предполагать, в ней речь идет о том же, что и в более ранней египетской книге. Она гораздо более «рациональна», многое из ее учений замечательно соответствует учениям оккультных и психологических наук. Очень краткое изложение разделов книги, которые более или менее совпадают с нашей темой, без сомнения, окажется интересным.
Когда человек находится при смерти, вызывается лама, чей долг состоит в том, чтобы ухаживать за умирающим и должным образом проводить его в следующий мир. Артерии по обе стороны шеи зажимаются. Это делается для того, чтобы поддерживать умирающего в сознании и правильным образом направлять это сознание, так как сознание смерти определяет будущее состояние «комплекса души», причем существование есть непрерывный переход от одного сознательного состояния к другому. Нажатие на артерии определяет путь, по которому будет следовать выходящий жизненный