и при смерти похожи, в первой из них есть элемент, который отсутствует в последней, — жизненная «линия силы», соединяющая астральное тело с его физическим двойником. Эта «линия силы» называется астральным шнуром, и в нем заключается разница между астральной проекцией и проекцией, связанной со смертью. После смерти, как и во время астральной проекции, призрак не всегда приходит в сознание сразу. У некоторых сознание включается сразу. Другие пребывают некоторое время в сонном состоянии. Третьи, как считается, долго находятся в бессознательном состоянии. А некоторые даже никогда не ощущают смерти, как сказал Христос, даже в виде дремоты. Представим себе кого-нибудь, например, солдата, идущего вперед и сознательно стремящегося достичь определенной цели. И когда он спешит вперед, что-нибудь мгновенно разрывает его на части, например, снаряд, приносящий мгновенную смерть. Тогда астральное тело некоторое время будет продолжать двигаться вперед, несмотря на то, что физический двойник уже мертв. Этот пример просто иллюстрирует отношение между положением тела и его астральным двойником в момент разделения.
НЕКОТОРЫЕ СИМПТОМЫ АСТРАЛЬНОЙ ЭКСТЕРИОРИЗАЦИИ
Наверное, вы теперь припоминаете, что испытывали некоторые из начальных стадий астральной проекции — ощущение «приклеенности», парения, кружения, зигзагообразные движения, поднятия вверх, также прыжки в трансовом состоянии, ощущение перехвата дыхания под ложечкой, чувство, будто бы ваше сознание отделяется от головы. Такое могло случаться с вами много раз, когда вы не осознавали этого. А когда осознавали, врач объяснял это «нервами». Легко сказать пациенту, что с нервами его происходит столь необыкновенные вещи, однако совсем другое дело объяснить ему, как нервы вызывают такие явления. Такое происходит с нервами потому, что астральное тело не очень тесно связано с физическим.
Что ослабляет эту связь? Многое! Удар по голове, нарушение нормальной функции жизненно важных органов, множество других причин. Что такое головокружение? Вне зависимости от характера причины головокружение указывает на то, что астральное тело не связано тесно с физическим. Когда у вас кружится голова, вы пошатываетесь, потому что у астрального тела ослабевает связь с физическим и оно уже склонно отделиться от него. Кружение также вызывает это состояние, поскольку оно ослабляет связь между телами, и в этой связи интересно отметить, что факиры часто прибегают к кружению, чтобы добиться астральной экстериоризации.
Не столь редки случаи, когда, проснувшись ночью на мгновение, мы видим своего двойника, парящего над нами примерно на расстоянии фута. Он лежит в горизонтальном положении и трепещет, как будто бы покоясь на воздухе. Он прозрачен. Спустя мгновение мы окончательно пробуждаемся, подскакиваем. В этом случае эфирное тело (я называю его так не потому, что считаю, что оно состоит из эфира, а потому, что тот, кто дал ему это название, верил в это) вышло из совпадения на один фут. Но вы скажете: «Я видел его из моего физического тела». Это действительно так. Однако сознательный ум находится не в физическом теле. Позднее я постараюсь объяснить, как чувства могут перескакивать. След зрительного ощущения перешел из сознательного ума в тело, находящееся над вами, в котором пребывает ваше истинное «Я», и прошел через астральный шнур к физическому глазу.
Некоторыми другими симптомами астральной проекции являются каталепсия, низкая температура тела, сны падения и летания и сны ударов по голове. Можно видеть образы, фигуры, слышать самые разнообразные звуки, начиная от нечленораздельных звуков до прекрасных звуков музыки. М-р Прескот Хол в своей работе «Астральная проекция» суммировал собственный опыт в этом отношении следующим образом: «Самыми определенными увиденными предметами были греческий профиль и голова и мечи индуса в тюрбане. Они были совершенно отчетливы. Блестящий красный предмет. Третье — большие круглые синие огни. Четвертое — маленький голубой с желтым огонь. Пятое — ландшафты, иногда в двух тонах, а иногда природных цветов. Шестое — светящиеся пространства или клочки тумана, или цвета, часто силуэты людей без каких-либо конкретных деталей. Седьмое — неправильные фигуры всех родов белого цвета и обычно видимые на куске голубого неба… или фигуры из папиросной бумаги. Последние были почти исключительно редкими видениями и, чтобы их вызвать, требовались самые большие усилия. Преобладающими звуками были следующие: шипение или свист во сне, отдельные музыкальные ноты, музыкальные фразы, обычно незнакомые; мелодии гимнов