В.Данченко

Краткий очерк западного эзотеризма

рождения человечеством, то есть всеми предшествующими поколениями людей. Этот опыт зафиксирован в форме знания, передаваемого ребенку родителями и непосредственно окружающими его людьми. Вырастая вне контакта со знанием, человек не поднимается в своих отношениях с миром выше животного уровня, о чем свидетельствуют 'естественные эксперименты' с детьми, которых вскармливали животные. Поэтому функция сохранения знания, сохранения обретенного опыта отношений с миром имеет для человечества жизненно важное значение, – в особенности на ранних этапах его развития, когда функция эта осуществлялась не разветвленной сетью социальных институтов, а отдельными лицами или достаточно ограниченными группами лиц, которые долгое время выступали в качестве живой памяти рода, ибо письменность еще не была изобретена.

В связи с неразвитостью первобытных средств производства абсолютное большинство людей было полностью поглощено добыванием средств жизни и способно было освоить лишь элементарные формы знания, непосредственно необходимые для осуществления этого примитивного производственного процесса. Ясно, что задача сохранения всей полноты обретенного родом опыта отношений с миром не могла быть доверена случайному человеку, который бы, погрузившись в рутину борьбы за существование, забыл что-то из наследия предков, обрекая тем самым культуру на деградацию. Вся полнота знания могла быть передана лишь людям, способным всецело посвятить себя делу его сохранения, и это прекрасно понимали 'те, кто знали', легендарные творцы мистерий и ритуалов посвящения.

Пытаясь определить, благодаря каким именно качествам они смогли посвятить себя сохранению знания, а не достижению обычных человеческих целей, древние посвященные пытались определить также пути воспитания подобных качеств у своих преемников. В те далекие времена и берет начало эзотерическая психология – отрасль знаний о принципах и методах подготовки людей, способных поддержать огонь культуры, передавая его по цепи поколений. Выявлению кандидатов на посвящение служила тайна, обеспечивавшая 'избыточность кадров': оказалось, что некоторых людей влечет к тайному знанию столь же неудержимо, как мотылька к пламени свечи. Проникали же за завесу лишь те из них, для кого это пламя было дороже жизни.

Таким образом, древнейшее эзотерическое знание намеренно скрывалось с целью привлечения людей, способных стать его хранителями. Однако основная причина его эзотеризма заключалась в том, что оно фиксировало опыт, выходящий за рамки необходимого повседневного опыта производства средств существования. Это было знание, общественная необходимость в котором если и возникала, то лишь в редких случаях; оно оставалось скрытым, 'эзотерическим поневоле', поскольку абсолютному большинству людей до него не было дела. Указанная причина эзотеричности знания сохранила свое значение и на всех последующих этапах истории, но как бы отошла в тень других причин, возникновение которых было связано с развитием человеческого общества и изменением содержания эзотерического знания.

* * *

На заре человечества эзотеричным оставались любые знания, сколько-нибудь отвлеченные от практики непосредственного производства средств жизни. Вместе с тем по причине первобытной простоты, 'неразработанности' отношений человека с миром, отсутствия в них дробных деталей, вся полнота знаний, фиксирующих этот базовый человеческий опыт, могла быть охвачена одним индивидом. Подобно своему носителю, еще не отмеченному печатью разделения труда, древнейшее эзотерическое знание было целостным 'знанием обо всем', обо всех архетипических, фундаментальных формах отношений с миром в их единстве, – Знанием с большой буквы, Всезнанием, Всеведением, мифическим 'Золотым Яйцом', содержащим в себе зародыш всего грядущего знания. Из наивного синкретизма этого Единого Знания и развернулось впоследствии то многообразие знаний, с которым мы имеем дело сегодня.

'Золотое Яйцо' первичного Знания изначально несло в себе зерно раскола. Наряду с неспособностью охватить всю полноту наличного опыта отношений с миром, доступную лишь отдельным индивидам, каждый человек уже на начальных этапах истории должен был освоить какой-то общеобязательный минимум этого опыта, – в противном случае он не стал бы человеком. Поэтому эзотерическое первичное Знание изначально было двуедино с экзотерическим мифом – 'мифом обо всем', столь же целостным, как и само 'Золотое Яйцо'.

В процессе развития отношений человека с миром и соответствующего умножения знания, а также роста человеческих сообществ и соответствующего